УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ыоджвтнхя ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область,
11.
Ягодное, ул. Школьная д. 9, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-mail: tvorcliiestvo@шaH,rн
РАССМОТРЕНО:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол №
Ь от <<о2А> uil'lltt--202_ г,
дополнигкльнхя
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЪНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАмм-,
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛИШ-,ВОСТРхповвдвнив,
(наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 2 года
Возрастная категория: 11-15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Аюпова Марина Даниловна
(должность, Ф.И.О.)
пгт, Ягодное, Магаданская область
2025 г.
содержанне
Введение
Нормативно-правовая база
1.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
2.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
2.7. Список литературы
2.8. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
3
4
5
6
12
15
15
15
16
16
19
19
22
24
2
Нормативно-правовая база
Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций".
4. Распоряжение Правительства РФ от 3 l марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от 01 января 2021 г.
7. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей .
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7
мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка
Новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от
современной школы социально активной личности, уважающей закон и правопорядок,
соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, уважающей других людей,
умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов. Данные требования становятся всё более актуальными
сейчас, в эпоху глобализации мира и больших миграционных потоков. Поэтому, наряду с
формированием российской гражданской идентичности и патриотизма к требуемым
результатам выполнения образовательной программы относится «сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего :места в поликупьтурном мире».
В свете вышесказанного настоящая дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Лингвострановедение» является прекрасным дополнением
к общеобразовательной программе «Иностранный язык (английский язык)», В личностные
результаты освоения данной программы внесены толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность к диалогу с людьми других культур, умение находить
общие цели и сотрудничать, усвоение общечеловеческих ценностей. Умение жить в
обществе среди людей различных языков и религий, толерантность, понимание и
принятие чужих обычаев, уважение к представителям других культур является одной из
ключевых компетенций.
Однако быть толерантным.понимать и принимать чужие обычаи и стиль поведения,
можно лишь в том случае, если имеется четкое представление об исторических
особенностях развития народа. Следовательно, в процесс обучения иностранному языку
обязательно должны широко включаться культуроведчески:е компоненты. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Лингвострановедение» не только
знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности
своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, а значит,
содействует воспитанию обучающихся в контексте «диалога культур».
Аюr111алыюсть программы сроком реализации на 2 года, и рассчитанной для детей
11-15 лет обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание
у школьников положительного отношения к иностранному языку. Данная программа
относится к культурологическому направлению, имеет страноведческий характер и
способствует интеллектуальному развитию детей среднего школьного возраста через
приобщение их к культуре и традициям англоязычных стран через активизацию игровой
познавательной деятельности.
Сравнивая чужую страну и свою, учащиеся выделяют общее и специфичное, что
способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к
стране, её людям и традициям. Такое сравнение невозможно без высказывания
собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что,
в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять
объём знаний о собственной стране и других странах. Таким образом, социокультурный
аспект способствует созданию мотивации.
Программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- методического пособия «Внеурочная деятельность школьников». Методический
конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степаrюв. М.: Просвещение,
201 l(стандарты второго поколения).
4
1.2. Цели и задачи программы
Цель: __ формирование языковой, речевой и социокультурной компетенций через
обучение английскому в неразрывном единстве с изучением общественной и культурной
жизни как своей страны, так и страны изучаемого языка.
Задачи программы:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Познавательный аспект.
содействовать формированию общественно-политической активности учащихся;
приобщать их к патриотическим и интернациональным традициям народов
Российской Федерации;
расширять страноведческий кругозор учащихся и их общей эрудиции;
способствовать осознанию обучающимися иностранного языка как инструмента
познания мира и средства общения;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в
родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра
проигрываемых социальных ролей;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке, развивать их
способности использовать английский язык как инструмент общения в диалоге
культур;
развивать технику речи, артикуляцию, интонацию;
развивать ребенка эстетически, воспитывать в них эмоционально-эстетическую
отзывчивость;
формировать опыт творческой деятельности и развивать креативностъ;
формировать коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные
учебные действия;
развивать способности обучающихся к общению на английском языке;
развивать познавательные интересы обучающихся в области страноведения;
развивать метапредметные компетенции обучающихся;
формировать навыки исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная
и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
иностранным языком и культурой.
воспитать осознанное мотивированное отношение к изучению иностранного языка,
потребности в практическом использовании английского языка.
Курс призван поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету и
расширять их знания. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет
лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её
жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка,
помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными
способами, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
5
1.3. Содержание программы
Первый год обучения:
№
Тема занятия
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Кол-tю
Содержание занятия
часов
Страноведение Великобритании и России (73 ч.)
2
Определение целей и задач кружка. Ознакомление
детей с планом работы кружка. Ознакомление детей
с ролью английского языка в современном мире,
особенностями устного общения на английском
языке, разговорного стиля речи и диалога как формы
общения.
Добро пожаловать в 4
Введение новых слов и речевых структур.
Великобританию.
Знакомство с Англией. Введение основных
теоретических понятий, а также слов, фраз,
конструкций. Настоящее время. Особые случаи
употребления.
Административно-•
4
Админитративно-полигическое устройство
территориальное
Великобритании; Англия и Шотландия; Уэльс и
устройство
Северная Ирландия; крупные города
Великобритании.
Великобритании.
Введение новых слов
Практическая работа: просмотр клипа «Нейо»,
и речевых структур
разучивание песен,, отработка структур It'sa ... ,
употребление артикля а, ан, фонетические и
лексические игры, просмотр тематических
презентаций
Пестрая карта
4
Админитративно-политическое устройство России.
России
Сравнение административно-политического
устройства России и Британии.
Введение новой лексики. Работа с текстом (вставить
пропущенные слова, задание типа Tгue\False)
аудирование с общим пониманием содержания.
Отработка конструкции \1/hat is ...Просмотр
презентации
Государственные
4
Введение НЛЕ по теме. Просмотр презентации о
символы
государственных символах Великобритании.
Великобритании.
История появления символов и флага . Рисуем флаг
Рисуем флаг
Великобритании. Рисуем карту, отражая символику
Великобритании
Шотландии, Англии, Ирландии, Уэльса.
Национальные
3
Учащиеся учатся рассказывать о национальных
символы России
символах России, узнают об истории их появления.
Георграфия и
4
Климат Великобритании. Артикли с
природа
географическими названиями. Новая лексика
Великобритании и
животные и растительный мир.
России
Лондон
4
Страноведческий материал повышает интерес к
предмету и во многом не только эффективно решает
практические, общеобразовательные, развивающие
и воспитательные задачи, но и играет важную роль в
поддержании мотивов к изучению языка. Наиболее
интересная форма работы учащихся .... урокВводный урок
6
путешествие. Прошедшее простое время.
9
Достопримечательно
сти Лондона
5
10
Москва
4
11
Сердце Москвы
3
12
Лондон и Москвадва мира, две
столицы
3
13
Праздники России и
Великобритании
6
Все задания уроков разработаны на основе
аутентичного материала, который был тщательно
изучен и отобран в ходе анализа статей и данных
сайтов о Лондоне . На уроках используются
презентации, которые представляют информацию в
различной форме: текст, аудио, видео. Два
видеосюжета позволяют совершить виртуальную
экскурсию по Лондону. На заключительном этапе
уроке на данную тему учащиеся работают в группах
и составляют маршрут экскурсии по Лондону, либо
описывают одну из достопримечательностей
Лондона по предложенному плану. Отрабатывают
употребление конструкции тпеге is/theгe аге .
Всем известно, как важно владеть иностранным
языком. Не менее важно воспитывать в учащихся
чувство любви и гордости за свою страну, за ее
столицу. Цель занятия - развитие навыков устной и
письменной речи на основе разговорной темы
«Москва - столица России»,совершенствование
речевых навыков на основе разговорной темы
«Москва», ознакомление со способом выражения
будущего посредством конструкции to Ье goiпg to do
sorпething (собираться/намереваться сделать чтолибо);развитие фонематического слуха, логического
мышления, внимания, слуховой и зрительной
памяти; воспитание патриотизма, интереса к жизни
и истории своей страны, ее столицы.
Работа с текстом о Красной площади и Кремле
(дотекстовый, текстовый, послетекстовый
этапьп.Овладевают новыми лексическими
единицами по теме и употребляют их в речи.
Воспринимают на слух аудиотьексты с
последующим выполнением заданий. Работают в
группах, рисуют карту Красной площади с
достопримечательностями. Используютфразы In tl1e
септге of тле Sqнаге you сан see, пехт to that is ... , tl1e
most famous place is ... ,чтобы презентовать свою
карту классу.
Сравнение размеров, географического положения,
численности населения, образа жизни двух столиц.
Работа в группах. Составление сравнительной
таблицы. Презентация полученных результатов.
Повторение и активизация в устной речи степеней
сравнения прилагательных. Викторина «Две
столицы». Сравнительные степени прилагательных
Учащиеся формируют представление о сходстве и
различиях в традициях своей страны и страны
изучаемого языка. Совершенствование навыков
аудирования, развитие навыков диалогической и
монологической речи. Работа в группах. воспитание
уважения к иноязычной культуре, воспитание
7
14
15
Создание буклетов
«Великобритания
моими глазами»,
«Моя Россия»
Традиции
празднования
Рождества В России
5
4
Просмотр презентаций по теме урока. Работа с
текстом. Нахождение сходств и различий
празднования Рождества в России и странах Европы.
Разработка плана рассказа празднования Рождества.
Выход в устную речъ.
4
Учащиеся учатся писать приглашения и
поздравительные открытки к Рождеству.
Просматривая видеоролик на английском, создают
приглашение (открытку) своими руками. Будущее
простое время.
Дискуссия. Выявление сходств и различий.
Настоящее простое и длительное времена. Описание
картинки.
и
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Великобритании(стр
анах Европы)
Оформление
приглашений и
рождественских
открыток к
празднику
Просмотр
фрагментов из
рождественских и
новогодних сказок.
Дискуссия.
Выявление сходств и
различий
Драматизация сцен
из новогодних сказок
патриотизма при изучении русских традиций.
Учащиеся посмотрят презентации, поработают с
текстом, после чего смогут ответить на вопросы
Работа в группах. Обобщение полученных знаний.
Проектная работа.
4
6
Учащиеся демонстрируют подготовленные дома
музыкальные сценки из новогодних сказок.
Угадывают названия представленных фрагментов.
Выполняют игровые задания по рождественской и
новогодней тематике.
Сходства и различия эусской и английской кухни (39 часов)
Национальная кухня 6
Правила хорошего тона по-английски .. Развитие
британцев
навыков монологической речи
Давайте готовить.
4
Создание рецептов и меню на английском языке.
Традиционная
4
Чтение. Настоящее простое время. Новые
русская кухня: щи,
лексические единицы.
рассольник, борщ,
окрошка
Чаепитие в Британии 3
Традиционная английская посуда. Русский самовар.
и на Руси.
Любимые десерты. Степени сравнения
прилагательных.
Создание
6
Работа в группах. Монолгическая речь.
видеоролика.:
Использование настоящего простого времени.
«Готовим вместе по
английски»
Культурно3
От Тюдоров до минимализма. Настоящее длительное
исторические типы
время.Описание картинок.
домов Британии
Традиционные
3
Настоящее длительное время.Описание картинок.
русские избы
Оборот tllere is/are.
Влияние английского 4
Рассатриваем плюсы и минусы видов жилья, рынок
8
27
образа жизни на
современную
российскую жизнь:
таун-хаусы,
коттеджи
Защита проекта
«Мой дом»
недвижимости в Великобритании и России. Степени
сравнения прилагательных.
6
Работа в парах. Художественное оформление и
презентация материала по теме «Дом моей мечты»
Праздники (32 часа)
Просмотр фрагментов видеосюжетов по теме
занятия. Учащиеся знакомятся с традициями
празднования 1 апреля в Великобритании,
сравнивают с традициями празднования в России,
высказывают свою точку зрения, какой способ
празднования им кажется интереснее
Совершенствование навыков аудирования, развитие
навыков диалогической и монологической речи.
Работа в группах. воспитание уважения к
иноязычной культуре, воспитание патриотизма при
изучении русских традиций.
Просмотр видеофрагментов о праздновании Пасхи в
России и Британии. Учащиеся узнают о традициях
празднования Пасхи, кулинарные особенности
празднования. Отвечают на вопросы учителя по
содержанию видеофрагментов. Учащиеся
описывают тематические картинки. Работают в
парах, составляют таблицу «Сходства и различия
празднования Пасхи в Британии и России»
Просмотр фрагментов телешоу, обсуждение,
аудирование
28
День смеха в России
и день дурака в
Британии
2
29
Необычные
праздники Британии
и России
6
30
Традиции
празднования Пасхи
в России и Британии
4
31
4
32
Телешоу «Готовим и
едим за пасхальным
столом»
lмая
33
День победы
4
34
Конкурс знатоков
английского языка.
Итоговое заседание
объединения.
ИТОГО:
6
История праздника, традиция празднования .
Украшение колонн (описание, сочинение)
Традиции празднования дня победы. Введение НЛЕ
по теме (military рагаое, veterans, The Great Patriotic
War,etc). Работа с текстом. Учащиеся воспринимают
на слух и выборочно понимают аудиотексты по теме.
Выход в устную речь(мини-проект, работа в
группах): «как празднуется день победы в вашей
школе» или «Представьте, что вы репортер.
Расскажите о параде»
Промежуточная аттестация в форме викторины.
4
Подведение итогов.
35
,.,
.)
144
Второй год обучении:
№
Те.111.а занятия
Содержание запятил
9
1
Соединенные
Штаты Америки.
4
2
Президенты
Америки.
Штаты Америки.
3
3
4
5
6
7
6
Столица США Вашингтон. Его
достопримечательно
сти.
Нью-Йорк и его
достопримечательно
сти:
Праздники и
традиции США
Образование.
Культура. Спорт.
4
4
4
6
5
Канада. Нравы и обычаи страны. (38 часов)
Откройте для себя
5
Грамматический материал: тренировочные
Канаду.
7
8
9
10
11
12
13
14
Географическое положение, флаг, герб, гимн, карта.
Обзорное чтение текстов, поисковое чтение.
Толерантное отношение к другой культуре,
уважение к представителям другой нации
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Просмотр видеоролика.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила
речевого этикета; аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений.Просмотр видеоролика.
Обогащение словарного запаса, понимание
иноязычной речи страноведческого направления
ориентироваться в потоке информации и
анализировать. Просмотр видеоролика
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Вопросо-ответные упражнения,
интервью. Употребление предлогов места.
Праздники и традиции США. Традиционная свадьба.
День благодарения. Хэллоуин.
Уровни образования в США, именитые учебные
заведения. Расовое многообразие, его отражение в
кино, музыке, литературе и спорте.
Оттава - столица
Канады. Ее достопримечательност
и. Другие города
Канады.
Скалистые горы
Канады.
Национальный парк
Банф.
Ниагарский
водопад.
Традиции и обычаи
Канады.
Образование,
культура и спорт.
Схожесть Канады и
России
Конкурс
презентаций о
Канаде.
,.,
.)
3
,,
.)
3
6
6
3
6
упражнения. Толерантное отношение к другой
культуре, уважение к представителям другой нации.
Географическое положение, флаг, герб, гимн,
Обогащение словарного запаса, понимание
иноязычной речи страноведческого направления
ориентироваться в потоке информации и
анализировать
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Просмотр видеоролика
Читать и понимать прочитанное, выделять главное
из текста уметь передавать содержание в сжатом,
выборочном или развёрнутом виде работать со
словарём и составлять план пересказа. Просмотр
видеоролика
Умение выражать свое отношение к
высказываемому. Просмотр видеоролика
Франкоязычное население страны, смешение
традиций разных народностей в Канаде.
Национальные праздники и фестивали. Прошедшее
простое и длительное времена. Известные деятели
культуры.
Любители хоккея. Климат и природа.
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; -
10
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
аргументировать свою точку зрения с помощью
фактов и дополнительных сведений
4. Австралия. История. (42 часов)
Австралия. История. 5
Толерантное отношение к другой культуре,
уважение к представителям другой нации.
Географическое положение, флаг, герб, гимн,
Австралийские
4
Грамматический материал: тренировочные
аборигены.
упражнения. Умение выражать свое отношение к
высказываемому. Просмотр видеоролика
Большой Барьерный 3
Обогащение словарного запаса, пони.мание
риф.
иноязычной речи страноведческого направления
Интересные факты о
животных
Австралии
Растительный мир
Австралии.
Образование,
культура и СПОРТ
Крупные города
Австралии
4
4
6
4
Знаменитые люди
Автралии
Конкурс
презентаций об
Австралии.
4
ориентироваться в потоке информации и
анализировать. Просмотр видеоролика
Просмотр видеоролика. Обучение навыкам
монологической речи по теме.
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Обучение навыкам монологической
речи по теме.
Култура евопейских переселенцев. Национальные
праздники. Популярные виды спорта.
Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Аделаида и их
достопримечательности.
Аудирование, описание, вопросы-ответы.
2
Обогащение словарного запаса, понимание
иноязычной речи страноведческого направления
ориентироваться в потоке информации и
анализировать.
5. Новая Зеландия. На кпаю света. (22 часа)
История открытия
5
Племена, первые поселенцы. Просмотр
Новой Зеландии
видеофильма. Викторина
Страна маори.
4
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Умение выражать свое отношение к
высказываемому. Географическое положение, флаг,
герб, гимн. Просмотр видеоролика
Экстремальный
5
Читать и понимать прочитанное, выделять главное
туризм
из текста уметь передавать содержание в сжатом,
выборочном или развёрнутом виде работать со
словарём и составлять план пересказа. Просмотр
видеоролика
Образование,
4
Смесь западных и местный веяний в культуре.
культура и спорт
Европейское, западное и азиатское. Уникальность
природы. Хоббитон
Крупные города
4
Достопримечательности и образ жизни крупных
Австралии
городов.
6. Люди англоязычных стран. (12 часов)
Жизнь сверстников
2
Составление электронного письма другу.
11
в англоязычных
странах.
30
Знаменитые
писатели
Великобритании и
России.
2
31
Великие музыканты
Британии и России.
2
32
Чарльз Спенсер
(Чарли) Чаплин Великим немой.
Сэр Уинстон
Леонард Спенсер
ЧерчилльВыдающийся
политик Британии.
Конкурс
презентаций о
выдающихся людях
Великобритании.
ИТОГО:
1
33
34
2
2
Обогащение словарного запаса, понимание
иноязычной речи страноведческого направления
ориентироваться в потоке информации и
анализировать
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Обогащение словарного запаса,
понимание иноязычной речи страноведческого
направления; ориентироваться в потоке информации
и анализировать
Обогащение словарного запаса, понимание
иноязычной речи страноведческого направления;
ориентироваться в потоке информации и
анализировать
Грамматический материал: тренировочные
упражнения. Умение выражать свое отношение к
высказываемому. Просмотр видеоролика.
Читать и понимать прочитанное, выделять главное
из текста; уметь передавать содержание в сжатом,
выборочном или развёрнутом виде работать со
словарём и составлять план пересказа. Просмотр
видеоролика.
Умение выражать свое отношение к
высказываемому. Умение самостоятельного поиска
информации в интернете.
144
1.4. Планируемые результаты
Данный курс обеспечивает сочетание результатов: предметных, метапредметных и
личностных освоения программы.
Личностные результаты отражаются в
• формировании мотивации изучения иностранных языков и осознании важности
изучения английского языка;
• стремлении продолжать изучение английского языка и понимание того, какие
возможности дает владение иностранным языком в плане дальнейшего образования,
будущей профессии;
• совершенствовании собственной речевой культуры;
• формировании общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
•
•
•
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания; осознание себя гражданином своей страны и мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
Метапредметными результатами являются:
целеполагание на основе развития познавательных мотивов и интересов;
12
•
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение осуществлять провести рефлексивный анализ качества усвоения изученного
материала;
•
владение основами
деятельности;
•
осознанное владение логическими действиями обобщения, установления аналогий и
классификации на основе самостоятельного выбора;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
•
•
волевой
саморегуляции
в
учебной
и
познавательной
Предметными результатами является:
А. В коммуиикативпой сфере (т. е. во владении иностранным языком как
средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- высказываться в монологической форме;
----- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
- вести различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета,
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной
тематики;
аудировании:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов;
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку,
контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя
значимую / нужную/необходимую информацию;
чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные
факты; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и
точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
письменной речи:
- составлять письменные высказывания описательного характера в соответствии с
ситуацией сообщения (писать поздравления, личные письма с опорой на образец с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка);
- заполнять анкеты и формуляры;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать
результаты проектной деятельности;
- совершенствовать орфографические навыки.
Языковая компетенция
- применение правил написания слов,
- соблюдение ритмике-интонационных особенностей предложений
13
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных
лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);
- употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций
- знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков и
использование их при рещении коммуникативных задач;
Соииокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения
в своей стране и странах изучаемого языка;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики),
принятых в странах изучаемого языка;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
Компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт
использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей,
переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В полш(шmельной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков
- владение приёмами работы с текстом:
умение действовать по образцу/аналогии составлении собственных
высказываний
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную
работу;
В. В цеиностн.о-ориентаиионной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных
контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире; осознание
места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации
на иностранном языке (в том числе мультимедийные),
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
иностранном языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в
живописи, музыке, литературе.
Л. В физичесrшй сфере:
-..- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт,
фитнес).
14
Раздел 2. «Комплекс организапионно-педягогнческих условий»
2.1. Календарный учебный график.
См. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
2.2. У слонин реализации программы.
Форма и режим занятий
Форма занятий - групповая, возможна работа по подгруппам и индивидуально.
Группы формируются по возрастному признаку и после предварительного собеседования.
Цель собеседования - выявить наличие языковых навыков у детей, определить уровень
знаний, правильно и целесообразно сформировать группы. Количество детей в группе до
15 человек.
Программа предназначена для детей 11-15 лет и рассчитана на 2 года обучения
(288 часов) обучения. Занятия проводятся 4 раза в неделю, продолжительность каждого
занятия - 1 час· (академический). Каждое занятие сопровождается физкультмииутками и
перерывом, где используются элементы английского фольклора (т.е. используются
здоровье сберегающие технологии).
Формы и методы организации занятий
Занятия с обучающимися проводится с использованием компьютера, плакатов,
дидактического материала, карт. Очень важную роль играет принцип наглядности при
обучении иностранному языку. Он стимулирует восприятие звучащей иностранной речи и
создание смысловых образов, присущих носителям языка. Все средства наглядности
(вербальные, иллюстративные, а так же жесты), которые использует педагог, создают
эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в
памяти учащихся тот смысл, который нужно им передать или воспринять. К аутентичным
материалам:, используемым с ориентацией на современную действительность и
общеизвестность носителям языка, можно отнести вырезки из газет или журналов,
рекламные проспекты, справочники с иллюстрациями, карты, планы городов, предметы
обихода, письма, открытки и многое другое. Из арсенала аутентичных материалов
выделяются в отдельную группу тексты, диалоги и так далее, которые сообщают новую
информацию о странах изучаемого языка.
В работе с лексикой часто использую метод ассоциативных связей «MindMap»
(«Карта памяти») разработанный Т. Бузан, относящийся к технологии критического
мышления. Вовлечение обучающихся в процесс критического мышления позволяет
ученикам получить большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его
результатов. Учащиеся самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи,
используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни,
творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к
мнению других.
Работа в парах развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность,
ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. В
конце работы виден практический результат, то есть насколько понят и усвоен материал
каждым обучающимся.
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не
утомительных для обучающегося. Различные творческие задания будут способствовать
развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии.
Обучающимся придется собирать материал, работать с электронными источниками
информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое
другое. На каждом занятии ребята добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный
15
интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и
письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной
методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и
воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи
осваивается и грамматика. Обучающиеся сразу учатся говорить правильно.
Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения,
проектной, литературно-художественной, физической и других видов деятельности.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание
тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить и дополнять практические занятия
новыми приемами и т.д.).
l\!Iатериально-техничес1сое обеспечение
•
Справочники;
•
•
•
Электронные учебники и электронные учебные пособия;
Методическая литература;
Ноутбук или персональный компьютер.
Портатиная колонка.
•
•
•
Программа для видеомонтажа WindowsLive, MovaviVideoSuite,
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации,
видеоролики.
Видеокамера.
•
2.3. Формы аттестации.
Контроль и оценка деятельности обучающихся осуществляется с помощью
наблюдения (текущий контроль) и готового результата работы - проекта в виде
мультимедийной презентации или видеоролика (итоговый контроль). Промежуточный
контроль может быть осуществлен в виде викторины. Способами определения
результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого
раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации
проекта.
2.4. Оценочные материалы.
l. Текущий контроль (на протяжении обучения)
Текущий контроль направлен на оценку усвоения конкретных тем и разделов программы.
1. Фронтальпый опрос (устный/писъменный):
• Цель: Проверка знаний фактического материала, терминологии, базовых понятий.
• Формат: Короткие вопросы по изученной теме.
•
о
о
о
о
о
Примеры вопросов:
"Назовите столицу Канады."
"Какое животное является символом Австралии?"
"Что такое "Big Веп'' и где он находится?"
"Какие основные праздники отмечают в Великобритании?"
"Перечислите несколько популярных американских блюд."
2. Тесты (письменные/ояхавн).
,.
Цель: Проверка понимания и запоминания фактов, установление причинно
следственных связей.
"
Формат: Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на
соотнесение, заполнение пропусков.
Примеры заданий:
•
16
Выбор ответа: "Какой актёр сыграл главную роль в фильме 'Наггу Ропег'?" (а) Оаше!
Radc]iffe, (Ь) Кпреп Griвt, © Ешmа \Vatsoп
о Соотнесение: Соотнесите страну с ее столицей (Великобритания - Лондон, США Вашингтон, Ирландия - Дублин).
о Заполнение пропусков: "Пзе пацопа] flower of ScotJaпcl is tlie
." (tl1istle)
3. Миии-презентации (устные):
• Цель: Развитие навыков говорения, умение структурировать информацию,
представлять страноведческий материал.
" Формат: Обучающиеся готовят короткие (3-5 минут) сообщения на заданную тему
(например, "Мой любимый американский штат", "Традиционная британская еда",
"Известные достопримечательности Нью-Йорка").
о
"
о
о
о
о
4.
о
о
о
Критерии оценки:
Содержание (точность и полнота информации)
Языковое оформление (правильность речи, словарный запас)
Логичность изложения
Уверенность и контакт с аудиторией
Работа с аудио/видео материалами (слушанне/проемотри
• Цель: Развитие навыков аудирования, понимание на слух информации о культуре,.
традициях, быте.
• Формат: Прослушивание коротких аудиозаписей, просмотр фрагментов фильмов,
мультфильмов, документальных роликов с последующими вопросами или
заданиями.
• Примеры заданий:
"Какой праздник упоминается в данном аудио?"
"Опишите, что вы увидели на экране, связанное с традиционным английским
чаепитием."
"Какие особенности жизни в Австралии отличают ее от других стран?"
S. Творческие задания (письмеиные/устныеи
•
•
•
о
о
о
Цель: Развитие креативности, умения применять полученные знания в
нестандартных ситуацнях.
Формат: Написание коротких рассказов, диалогов, сочинений на основе
изученного материала.
Примеры заданнй:
"Напишите диалог между двумя туристами, которые впервые приехали в Лондон."
"Представьте, что вы экскурсовод. Опишите одну из достопримечательностей своего
любимого англоязычного города."
"Составьте меню для традиционного американского барбекю."
П. Промежуточный контроль (по итогам модулей/тем)
Промежуточный контроль позволяет оценить усвоение более объемного блока
информации.
:1.. Контрольная работа (письмевная):
• Цель: Комплексная проверка знаний по пройденным темам.
• Формат: Сочетание различных типов заданий:
о Тестовые вопросы (выбор ответа, соотнесение, заполнение пропусков).
о Вопросы с развернутым ответом (требующие краткого описания или объяснения).
о Задания на перевод (отдельные слова или короткие предложения, связанные с
тематикой).
о Задания на составление предложений или: коротких текстов по заданным ключевым
словам.
"
о
Примеры эаданий:
"Опишите, как празднуется День Благодарения в США."
17
о
"Переведите на английский язык: 'Эйфелева башня', 'Букингемский дворец', 'Статуя
Свободы'."
о "Составьте 3 предложения о достопримечательностях Лондона, используя слова:
То\.vег Bгidge, Westшiпster АЬЬеу, BuckiпgЬaш Palace."
2. Устный эачет/миви-экзамеи:
• Цель: Оценка навыков говорения, умения связно излагать материал, отвечать на
вопросы.
• Формат: Обучающимся предлагаются билеты с вопросами по пройденным темам.
Они должны дать развернутый ответ и ответить на дополнительные вопросы
педагога.
•
Критерии оценки:
Содержание ответа (полнота, точность, логичность).
о Языковое оформление (правильность грамматики и лексики, беглость речи).
о Умение вести диалог (отвечать на уточняющие вопросы).
3. Проектная работа:
• Цель: Развитие исследовательских навыков, умения работать в команде (при
групповой работе), презентовать результаты своей деятельности.
" Формат: Обучающиеся (индивидуально или в группах) разрабатывают проект на
заданную тему (например, "Путешествие по Великобритании: маршрут и
достопримечательности", "Сравнение быта детей в России и США", "История
создания знаменитого фильма/книги"). Результаты могут б:ыть представлены в виде
презентации, коллажа, видеоролика, буклета, макета.
,. Критерии оценки:
о Актуальность и глубина исследования.
о Структура и логичность проекта.
о Креативность и оригинальность.
о Языковое оформление (если применимо).
о Качество презентации.
П:1. Итоговый контроль (н конце обучения)
Итоговый контроль направлен на оценку общего уровня освоения программы.
1. Итоговая контрольная работа:
• Цель: Оценка комплексного усвоения всех разделов программы, проверка знаний,
умений и навыков.
• Формат: Сочетание различных типов заданий, охватывающих весь пройденный
материал. Может включать:
о Тестовую часть (по всем темам).
о Задания на понимание прочитанного текста (страноведческого характера).
о Задания на аудирование (с последующими вопросами).
о Задания па письменную речь (написание короткого эссе, письма, описания).
о Задания на устную речь (монологическое высказывание на одну из тем программы,
диалог).
2. Итоговый устный экзамен:
• Цель: Оценка общей коммуникативной .компетенции, умения говорить на
иностранном языке на страноведческие темы, демонстрировать знания о культуре и
традициях.
• Формат: Билеты, включающие:
о Монологическое высказывание на одну из изученных тем.
о Вопросы по теме высказывания и другим разделам программы.
о Возможно, задание на обсуждение предложенной ситуации, связанной с культурой
англоязычной страны.
• Критерии оценки:
о Беглость и точность речи.
о
18
Богатство словарного запаса и грамматическая правильность.
Логичность и полнота ответа.
о Умение вести диалог и интерпретировать информацию.
о Демонстрация знаний страноведческого материала.
3. Фестиваль проектов/выставка работ:
• Цель: Демонстрация достижений обучающихся, стимулирование интереса к
дальнейшему изучению языка и культуры.
• Формат: Обучающиеся представляют свои лучшие проектные работы, творческие
задания, созданные в течение года. Педагог и другие обучающиеся могут
выступать в роли зрителей и экспертов.
IV. Формы текущей обратной связи и формирующего оценивания
Помимо формальных оценок, важно использовать методы, которые помогают
обучающимся понять свои сильные и слабые стороны и направляют их развитие.
" Самооценка: Обучающиеся оценивают свою работу по заданным критериям.
• Взаимооценка: Обучающиеся оценивают работы друг друга.
• "Красная ручка" (I{e(l Реп ~,eedback): Педагог указывает на ошибки и предлагает
пути их исправления, а не просто ставит оценку.
• "Светофор" (T1·affic IAght Fee