.•
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область, п. Ягодное, ул. Школьная д. 9, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-mail: tvorclliestvo@mail.rп
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДЕНО:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
•i
Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
МБОО ДО «цдт п. Ягодное»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОО ДО «ЦДТ
п. Ягодное» (далее - Положение) разработано в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года;
Методические рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, от 18.11.2015 Письмо Минобрнауки России № 09-3242
- Методические рекомендации по разработке и реализации раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (разработаны ФГБНУ
«Институт изучения детства, семьи и воспитания»);
• - Устав МБОО ДО «IЩТ п. Ягодное»;
и определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочих программ педагогов.
1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
Программа) - это нормативный документ, представляющий собой комплекс основных
•
1
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно
условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана,
-~"""'"'----,...,-,о учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
iIНЫХ компонентов, а также оценочных и методических материалов.
_опо.1нительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения
.::.w□:z:::i·~ педагогом дополнительного образования и представляет собой документ,
~ : : _ ; z=f•:Jz ===:-;,ажает педагогические приоритеты, содержание и методику его деятельности на
_ ;::: обучения.
- :.:е.-rь рабочей программы - создание условий для планирования, организации и
~ образовательным процессом по определенному виду деятельности одной из
___..,,....__севвостей дополнительного образования.
kз.ч:и программы:
• дать представление о практической реализации образовательного курса;
• конкретно определить содержание, объем, порядок изучения образовательного
процесса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного
процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
.., Функции рабочей программы:
• программа является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
• определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению обучающимися;
• определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;
• выявляет объекты контроля и критерии оценки уровня обученности
обучающихся.
~::;;::ii::::;t::'I'IID-
---___,=...-.-л.··
2. Требования к разработке, утверждению и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
2.1. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
лрограмм осуществляется по инициативе администрации МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» (на
основании исследования общественного заказа) педагогами дополнительного образования.
:-!e,:raror дополнительного образования - разработчик программы несет ответственность за
налнчие программы и ее соответствие нормативным актам Российской Федерации и
локалъным нормативным актам МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное». Допускается разработка
программы коллективом педагогических работников (творческой группой).
2.2.
Методическое сопровождение деятельности педагога дополнительного
образования по разработке Программы и консультативную помощь на протяжении всего
процесса реализации Программ оказывает методист МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное».
2.3. Дополнительная общеразвивающая программа проходит внутреннюю экспертизу
~1етодическоrо совета, рассматривается на заседании Педагогического совета и
утверждается приказом руководителя Организации.
2.4.
Педагоги Организации ежегодно обновляют, пополняют содержание
,J,ополнительных общеразвивающих программ. Коррективы в программу вносятся с учетом
результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений
в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и
дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения
аналогичную указанной в п. 2.3.
2.5. Разработчик Программы самостоятельно определяет: цель, задачи Программы,
направленность, актуальность, содержание, последовательность изучения тем и количество
часов на освоение, состав обучающихся по Программе (по возрасту, по уровню развития и
др.), формы и методы организации образовательного процесса, условия реализации
Программы, планируемые результаты и критерии их оценивания.
2.6. На основании дополнительной общеразвивающей программы педагогом
дополнительного образования ежегодно разрабатывается календарный учебный план-
•
2
. ..
~
..
• :;:ый является нормативным документом при организации образовательного
ления журнала учета рабочего времени педагога.
зерждение дополнительной общеразвивающей программы производится до 15
ого учебного года. Для новых дополнительных общеразвивающих программ
;::!Зработки и утверждения осуществляется в течении учебного года при
--~~----х:и.
Эбразовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
=--:=:-::::а.:!.х. лолжна быть направлена на:
спечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
'---..,,-...:"'...."-:...,........я:
: шрование и развитие творческих способностей обучающихся;
- говлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
=::::з::::!е'Е::z-о~, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
;:•mрование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
_ · организацию свободного времени обучающихся;
.. _..::тацию обучающихся к жизни в обществе;
- :- офессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
.=i:cct!~
-·ости;
- . .::ов.1етворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
речаших законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
__ельных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
=:е5: -.ЧЕЙ.
: ...._ К дополнительной общеразвивающей программе по усмотрению разработчика
быть разработан образовательно-методический комплекс, представляющий
говостъ систематизированных материалов, необходимых для осуществления
.:(;:.:!З~:::.ю-е.~ьной деятельности и эффективной реализации программы.
: ...,. Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе
сушесгвлятъся как одним, так и несколькими педагогическими работниками
. ..=..J:1е.~ьного образования Организации.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются педагогами
·- • тельного образования как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их
в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В
:; = = : ~ = лярное время, преимущественно в летний период, реализуются краткосрочные
лнвтельные общеразвивающие программы.
: :l.
При реализации дополнительных общеразвивающих программ могут
=ЕАТЬСЯ различные образовательные технологии, в том числе дистанционные,
_ ггроввое обучение, индивидуальные образовательные маршруты.
~ · г
При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
~=::: гатриватъся как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
;:::.::е проводятся по группам или индивидуально.
:.13.
Обучение по дополнительным общеразвивающим программам обучающихся с
~-,енными (особыми) возможностями здоровья, детей- инвалидов может быть
, • еввзоваво как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах по
врованным программам.
3. Структура дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Структура Программы является формой представления курса (предмета) как целостной
~ отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала,
~ из двух основных разделов и включает в себя следующие элементы:
3.1. Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник
:::::;=:п-::;шкационной информации документа. Программа считается принятой к работе в
~--- взтельной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что
•
3
-;~фе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера
... .ение № 1).
~~::;;;;:;.:.те.,ьные разделы программы:
: «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
рез;·льтаты»:
-s::.::::_чn программы;
- е программы;
----~~е результаты;
-:_-:...~-=-=--,.елая
...
образовательного процесса: режим занятий, формы занятий; методы;
~---,;:.-__--:__-_
-~ ~ т.л.; мониторинг результата обучения.
z.1 2 «Комплекс организаиионно-педагогическнх условий, включающий формы
..::=:~C::1:.llU»;
=::::::..=::-:-ЕЪIЙ учебный график;
.:===а.::.: реалиэации программы;
.:хческие материалы;
литературы.
4. Оформление и содержание структурных элементов
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
-.:. Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для
._...____.....венвя (Приложение № 1):
Rаю.~енование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения,
организации);
s:з.ю1енование учреждения (согласно формулировке устава организации), в скобках
сокращенное название учреждения;
лзта и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к
'
..,.
"
.,
.,
~-тизации;
=-?ИФ утверждения программы (с указанием ФИО руководителя);
навменование
вида
программы
(дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа);
название программы, отражающее её содержание;
уровень программы;
срок реализации программы;
возрастная категория (обучающиеся определенного возраста);
форма обучения (очная, очно-заочная, дистанционная);
вид программы (модифицированная, авторская);
ФИО, должность составителя (-ей) программы;
место (город, другой населенный пункт) и год разработки/переработки программы.
-t.2. Содержание (Приложение № 2).
-t.3. Введение.
-t.-t. Нормативно-правовая база.
-t.5. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования:
держание, планируемые результаты»:
-l.5.1. В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
•
•
•
•
объем,
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
актуальность, новизна, педагогическая целесообразность;
отличительные
особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной
программы от уже существующих программ;
адресат программы - примерный портрет обучающегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе. Программа может предусматривть
обучение детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными
•
4
~~.-...-жвостями здоровья (с учетом психофизических особенностей ребенка);
~::и:вых (одаренных, мотивврованвых ) детей; детей, находящихся в трудной
венной ситуации. При необходимости для обучающихся разрабатываются
Е?::НЗН дуальные образовательные маршруты с индивидуальным режимом занятий
-=-а;~ожение № 3).
вень
программы,
объем
и
сроки
реализации
дополнительной
_ообразовательной программы: объем программы - общее количество учебных
з. заплвнированных на весь период обучения, необходимых для освоения
граммы; срок освоения программы - определяется содержанием программы и
лжев обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в
- ~ч:~че; характеризуют продолжительность программы - количество недель,
есязев, лет, необходимых для ее освоения;
•
= ;:,.IЫ обучения;
:-~Jзанятий;
.: - нности организации образовательного процесса.
•
•
-.5 . Пель и задачи:
_ ~ - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому
стремитъоя. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных
.:-;:::~са:_ларовок. Цель должна отражать основную направленность программы и желаемый
_ - - результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач,
-:::;.::к;:s.G-:::.:юших пути достижения цели.
Ззлзчи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании
- эжво воспользоваться следующей их классификацией:
• прелметные - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в
::::::::~=~-.::-е.,ьную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков,
• личностные - формирование общественной активности личности, гражданской
-:az::m. культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
• металредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности,
в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности
,..,..,...,,._..._.,с,
- воств
4.5.3. Содержание программы.
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане программы и
_ =~:.:.з.н:ии календарного учебного графика (см. п.п .. Содержание программы - это разделы
те !Ы программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом,
лючая теоретическую и практическую части, формы контроля, соответствующих каждой
~ =
Учебный
план содержит
название разделов и тем программы, количество
~.:-ретических и практических часов, формы аттестации, оформляется в табличной форме.
должен быть представлен в виде следующей таблицы:
-=-~
Формы
аттестации/
контроля
Количество часов
N Наименование раздела, темы
-п
Всего
Теория
Практика
26
2
24
10
2
8
8
-
8
8
8
20
о
20
i
1
.. .
.....,
Раздел 1. «Название
раздела»
·-·
~
-~-'
....
-·
Раздел 2. «Название
раздела»
5
•
-- \1
_ ,1
12
2
10
8
-
8
144
8
136
·-.:ц
il :~того:
Общее количество часов по модулям и всего по программе не должно превышать
- з год. В программе не может быть менее 3-х модулей, количество часов по модуль
12 часов. Учебно-тематический план составляется строго в виде таблицы указан
Учебно-тематический план модуля раскрывает последовательность изучения
~ .-:я и количество часов на каждой из них; определяет соотношение учебного врем
лимого на теоретические и практические занятия.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам модуля в пред
_ зновленвого на учебный год времени и оформляет учебно-тематический план;
..i.5.4. Планируемые результаты:
- _ овокупностъ знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личност
-тшредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при осво
грамм ы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы
4.6. Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включаю
рмы аттестации»:
-i.6.1. Календарный учебный график программы - это составная часть образовател
содержащая комплекс основных характеристик образования.
Календарный учебный график (далее КУГ) составляется на каждый учебный 1
. r0 группу отдельно (ФЗ № 273, ст. 2, п. 92; ст. 47. п. 5).
Календарный учебный график должен быть представлен в виде следующей таблиц
"':'р3.\1МЫ,
,·
-n
Дата
Тема
занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Структурный элемент программы, который определяет необходимые для реали:
ланвого курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактич:
гзтериал. Методическое обеспечение программы частично может быть описа
-ояснительной записке). В этом разделе программы необходимо:
-кратко описать основные приемы и методы работы с детьми, которые планируют,
кажд ому разделу;
-отметить, какие формы занятий планируется использовать;
-указать используемые дидактические материалы;
4.6.2. Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность ус.
реализации программы:
• материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занят
программе;
• перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реали
программы (в расчете на количество обучающихся);
• информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
• кадровое обеспечение - целесообразно перечислить педагогов, занятых в реали
программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии от
4.6.3. Формы аттестации - зачет, контрольное занятие, тестирование, твор:
работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчетные выставки, отчетные концерты, ип
занятия, соревнование и т.д. Разрабатываются индивидуально для опреде
результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и
программы.
,.-. Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих
~=~11ПЬ достижение учащимися планируе::vrых результатов.
... . Jf'етодические материалы - обеспечение программы методическими видами
~'1..:..:.lш - указание тематики и формы методических материалов по программе;
используемых методик и технологий; современные педагогические и
;~пшионные технологии; групповые и индивидуальные и др.
....9. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы. В этом
-~_,,е разработчики программ смогут поэтапно обозначить цель, задачи, целевые
~_,...."""'"'С>'РЫ воспитания детей при реализации своей конкретной программы, описать
..,............,._......,,СЗJ:уе~1ые в воспитательной деятельности формы и методы воспитания,
~ци:онные условия, способы оценивания результатов воспитания, а также
---:~рный план воспитательной работы по программе (Приложение № 4).
Резлел о воспитании может включать следующие подразделы, части:
Целевую - цель, задачи, целевые ориентиры воспитания;
Содержательную - формы и методы воспитания;
3. Организационную - условия организации воспитания, в том числе
_ обые условия с учётом содержания программы, контингента детей; анализ
- _ _ .1ьтатов воспитания;
-l.
Календарный план воспитательной работы.
-.10. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу
-...=.:е пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ
-. гикумов, хрестоматии); наглядный материал (образцы изделий, альбомы, атласы,
•=:::::...ьу...тзблицы); должен быть составлен для разных участников образовательного процесса
гогов обучающихся, родителей. Список литературы строится в алфавитном порядке, с
.
""L
-,..
-..;:.
--д
• ~~.1 города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа
.1.итературный источник не позднее 5 лет с момента публикации. Интернет ссылки
=;ювые ресурсы могут быть включены в список методической литературы.
5. Оформление дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, 14, одинарный
-~чный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац _ _ : с:-.1, поля со всех сторон 2-3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте
"'3ЯЮТСЯ при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются
,:-_;,е.:~ственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста
• шпервалом.
5.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
5 3. Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью и подписью
_ктора МБОО ДО «ЦЦТ П. Ягодное».
6. Утверждение дополнительной
общеобразовательной общеразви:вающей программы
5.:. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она
= ~ается директором МБОО ДО «ДДТ П. Ягодное». При этом на титульном листе
- .-ей программы ставится гриф об утверждении программы.
:
Рабочая программа утверждается ежегодно на педагогическом совете, далее ::232::IO~f директора МБОО ДО «ДДТ П. Ягодное».
7. Общий порядок хранения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программ
-. l .
Первый экземпляр рабочей программы хранится в методическом кабинете.
е экземпляры рабочей программы хранятся у педагогических работников, ведущих
зательную деятельность по этой программе.
7
•
=2 = Администрацией МБОО ДО «ЦДТ П. Ягодное» ведется периодический контроль за
лэом реализации и выполнением рабочих учебных программ.
8. Заключительные положения
Настоящий локальный нормативный акт вступает в силу с момента его
~----...,--- 1--•_
.........
-ения .
.:. .2. В случае изменения законодательства Российской Федерации в области
-~-•зания, утверждения других нормативно-правовых актов Министерства просвещения
1шшстерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Устава
A..;)'U"v .:о «ЦДТ П. Ягодное», настоящее положение может быть изменено или дополнено.
3. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся по решению
- гвческого совета МБОО ДО «ЦДТ П. Ягодное» и утверждаются приказом директора.
•
8
Приложение № 1 к Положению о структуре, порядке разработк
и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих програм
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
хдмивисттАЦИИ ягоднинского МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
<>
<<
(наименование программы)
Уровень программы:
Срок реализации программы:
Возрастная категория:
Состав группы:
Форма обучения:
Вид программы:
_
_
_
_
_
_
Автор-составитель:
(должность, Ф.И О.)
пгт. Ягодное, Магаданская область
202 г.
•
9
Приложение № 2 к Положению о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Содержание
Введение
Нормативно-правовая база
1.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
1 2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Содержание программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
Календарный учебный график.
Условия реализации программы.
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
Список литературы
Приложения
{
1
•
Приложение № 3 к Положению о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Индивидуальный образовательный маршрут по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Обучающегося
(Ф.И.О)
(название образовательной организации)
Учебный год
Наименование детского объединения
------------------
Педагог
(Ф.И.О)
Календарный учебный график
индивидуального образовательного маршрута
. ~ п\п
1едагог
-------------------------------
Дата
Тема
Кол-во
часов
Форма
Участие в
Результат
проведения конкурсноучастия
занятия
выставочной
деятельности
/
----------------------
)бучающийся
'олитель
/
/
/
------ -------------/
/
---------------------
•
11
Приложение № 4 к Положению о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Календарный план воспитательной работы
№
Название события, мероприятия
Сроки
п/п
1.
2.
3.
4.
...
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели событии
Ежемесячно Фотоматериалы
о
проведении мероприятий
Сентябрь
Фотоматериалы о
проведении мероприятия
Октябрь
Заметка на сайте
организации
. ..
. ..
•
1?
Пронумеровано, прошито и скреплено
Печатью ( -/dl- ) ,ю В#~~/ь ,,!,,Ucf72 ~
«ЦДТ п. Ягодное.
1
,,,~:::
•