МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
< построения рассуждений»;
«готовность слушать собеседника u вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;«<... > готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
8
избирательности, этики
и этикета»; опираться
на «использование знаково-символических
средств представления информации для <...> решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филологию}
«овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач,
которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно,
при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти
результаты для 1-4-го классов.
1-й год обучения
Личностными результатами изучения курса «Риторика» на 1-м году обучения является
формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в
данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУд):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного
общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток
информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» на 1-м году обучения является
формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при
взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых
жестов и мимики в разных ситуациях;
- уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия,
прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания,
благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
-распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных
составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й год обучения
Личностными результатами изучения курса риторики (2-й год обучения) является
формирование следующих умений:
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
9
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных
коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих учебных действий:
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка,
выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры,
определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается
или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя 'описание его основной мысли, анализировать и учитывать
особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,
использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
- характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения
поставленной коммуникативной задачи;
- определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
- уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего
высказывания;
- оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,
грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,
вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа,
применительно к разным ситуациям общения;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью и т.д.);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание
рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й год обучения
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
- дценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
10
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения
(выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ
текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио - , видео - ) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
- приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка и т.д.);
- пользоваться основными способами правки текста.
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других
общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
вв
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответс
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
-различать общение для контакта и для получения информации;
- учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
- уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
- определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
- называть основные признаки текста, приводить их примеры;
- называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения
коммуникативных задач;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной
школе;
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в
соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной
ситуации.
8. Материально-техническое обеспечение
1 . Материально-техническое обеспечение
• учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН;
• аудиоустановка;
• видеокамера, фотоаппарат;
• ноутбук для просмотра и анализа материалов выступлений учащихся.
2. Методическое обеспечение:
методическая литература;
• конспектызанятий;
• поэтические и прозаические тексты сказок и рассказов (Г. Х. Андерсена, М.
Твена И. А. Крылова, В. П. Астафьева и др.) для работы на занятии;
• карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
• сюжетные картинки;
• комплекс игр и упражнений по технике речи, на развитие ритмопластики
и.т.д.
• аудиотека с записями веселых детских песен, народных частушек.
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская
риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под
руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
Они
являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Методические пособия для:
• Ладыженская ТА., Ладыженская Н.В. Детская риторика. Методические
рекомендации для учителя. - М. : Баласс; Ювента, 2012.
• Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов / Т.А. Ладыженская,
Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др/. -М.: просвещение, 1994.
Активно используется аудиоаппаратура.
12
9. Список литературы
Литература для педагога
1. Волков А. А" Основы риторики, Академический проект, М., 2005г.
2. Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю" Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 11 классов, Издательство «Панорама», 2005г.
3. Голуб И. Б" Искусство риторики: Пособие по красноречию, М.. 2005г.
4. Зарецкая Е. Н" Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, М., 1999г.
5. Ладыженская Н. В.«Обучение успешному общению, М., 2006 г.
6. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в
образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., №
9.
7. Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И., Ладыженская Н. В" Детская
риторика. Методические рекомендации, М., 1994г.
8. Маккена К.. Навыки общения, М" 2006г.
9. Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С" Уроки развития речи во
втором классе, М., 2006г.
1 О. Маслова Е. В" Творческие работы школьников. Алгоритм построения и
выполнения, М.. 2006г.
11. Михальская А. К" Основы риторики. М., 1996г.
12. Парамонова Л.. Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе, М.,
2005 г.
13. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С" Театрализованные игры в детском
саду, М., 2000 г.
14. Чудинов Ю. П., Чудинова А. Р., Минаева С. А., Методические рекомендации по
работе с учебным пособием для начальной школы «Риторика диалога» (части 1 и
2).- Пермь: ЗУУНЦ, 2001г.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
http://forum.script-coding.com
www.diagram.com.
http://superiorseller.com
http://school2100.com/
Литература для детей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Агеева И. Д. Новые загадки про слова, М. 2003.
Добрые сказки, предприятие «Слово», 2001.
Куликовская Т. П. Забавные чистоговорки. М., Гном-пресс, 1999.
Мир литературы, Фольклор. Проза. Поэзия. Сост. Кизимовой Т., М.,
«Художественная литература», 1993.
Розанова А. Веселый театр, М., Детгиз, 1960.
Соболева А. В. Загадки-смекалки, М., Гном-пресс, 1999.
Сухин И. Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все, все, М., 1997.
Шалаева Г. П. Большая книга поведения для воспитанных детей, М., «Слово»,2008.
13
Приложение 1. Календарно тематический план
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№
п/п
1.
о
со
'·
,:;
Комплектование.
занятие.
Вводное
Диагностирование.
2
ГОЛОСОВЕДЕIШЕ
речевого
аппарата.
Рождение
2
2.
Возможности
звуков.
3.
Артикуляционная гимнастика.
4.
«А - капелла». Произношение
согласных звуков.
5.
Автоматизация и дифференциация звуков:
- свистящих,
- шипящих,
- сонорных.
6.
Гимнастика для языка «Жил - был шум... ».
Викторина «Знайка».
7.
Работа над дикцией.
Скороговорки и чистоговорки.
2
8.
Работа с дыханием.
Выполнение упражнений:
«Надуваем шарик», «Эхо», «Задуем свечу».
2
2
гласных и
2
2
2
ПРОБА ПЕРА
9.
Q
<,;
теория
о ««
:,: :r
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
« 1 ,2,3,4,5, учись считалки сочинять!» Загадки.
Блиц - турнир «Угадай».
2
о
о
со со
CQ
- Знакомство с детским
объединением.
Строение
и
возможности речевого
аппарата.
Понятие
об
артикуляции.
в
Отличия
произношении
гласных и согласных
звуков.
- Деление согласных
звуков на группы;
в
особенности
произношении
свистящих. шипящих,
сонорных.
- Участие языка в
образовании
согласных звуков.
- Понятие о дикции;
отличие
от
скороговорки
чистоговорки.
о
Понятие
и
форсированном
фиксированном
выдохе.
-
такое
Что
считалочка и загадка?
'·
,:;
Q
<,;
о ,:,:s
:,: :r
CQ
'·
,:;
практика
со
Q
<,;
о ,:,:s
:,: :r
сроки
1
Диагностирование способностей детей
1
Сентябрь
0,5
-Развитие артикуляционного аппарата.
1,5
Сентябрь
0,5
- Упражнения на совершенствование
артикуляционных навыков
1,5
Сентябрь
0,5
-
на совершенствование
Упражнения
артикуляционных навыков.
1,5
Сентябрь
0,5
-
на совершенствование
Упражнения
артикуляционных навыков.
1,5
Октябрь
0,5
на совершенствование
- Упражнения
артикуляционных навыков;
- викторина.
1,5
Октябрь
0,5
- Дикционные упражнения;
скороговорок
проговаривание
чистоговорок.
1,5
Октябрь
0,5
- Дыхательная гимнастика.
1,5
Октябрь
0,5
- Сочинение считалок;
- брейн-ринг,
1,5
Октябрь
и
Сочинение сказки по заданному началу.
Сказка Г.Х. Андерсена «Сущая правда».
2
Сочинение сказки по известной концовке.
«Звери в яме».
«Экзаменационная» работа:
сочиняем сказку по заданному началу и
опорным словам («Грустная Осень», « О чем
v?г», «Если бы листочек мог
журчит ручеи
говорить ... »).
2
- Чтение сказки
Г.Х. Андерсена «Сущая правда»;
- сочинение продолжения сказки.
- Чтение народной сказки «Звери в яме»;
- сочинение сказки.
2
13.
Бывальщина. Рассказ о прошедших событиях.
2
14.
Небывальщина.
«Дерево моих желаний».
2
1
о.
11.
12.
15.
2
16.
Конкурс небывальщин «В некотором царстве, в
некотором государстве... ».
2
Прямое и переносное значение слова.
2
18.
Тропы. Метафора, олицетворение.
Игра «Бусинки».
2
19.
Творческое редактирование текста.
2
20.
стихотворного
Разметка
выразительного чтения.
текста
для
Октябрь
2
Октябрь
- Сочинение сказки.
2
Октябрь
- Рассказ о произошедших в прошлом
событиях.
1,5
Ноябрь
- Рисуем
дерево желаний.
2
Ноябрь
- Творческое редактирование текста.
Индивидуальная работа.
2
Ноябрь
- Конкурс.
2
Ноябрь
0,5
- Отработка умений определять значение
слова.
1,5
Ноябрь
0,5
Отработка умений находить тропы в
тексте и придумывать их самим;
- игра.
1,5
Ноябрь
- Работа с текстом.
2
Ноябрь
- Работа с текстом.
1,5
Ноябрь
-
Творческое редактирование текста.
Индивидуальная работа.
17.
1,5
2
такое
Что
и
«бывальщина»
«небывальщина»?
Понятие
творческом
редактировании
текста.
о
- Понятие о прямом и
переносном значении
слова.
- Понятие о тропе
(метафоре,
олицетворении);
изобразительнороль
выразительная
тропов.
Знакомство
условными
обозначениями
разметки текста.
0,5
-
с
для
0,5
15
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
«Учимся читать стихи».
Индивидуальная работа (голос, интонационная
выразительность,
эмоциональная
и
импровизация, «стиль» исполнения).
«Учимся читать стихи».
Индивидуальная работа (голос, интонационная
выразительность,
эмоциональная
и
импровизация, «стиль» исполнения).
Конкурсное чтение любимых стихотворений.
Чтение наизусть стихотворения (по выбору
педагога).
Индивидуальная работа.
2
- Формирование умений импровизировать и
сочетать движения и речь;
- выработка собственыого стиля чтения
стихотворения.
- Формирование умений импровизировать и
сочетать движения и речь;
- выработка собственного СТИЛЯ чтения
стихотворения.
- Чтение любимых стихотворений.
2
- Чтение наизусть стихотворения.
2
- Правила чтения
стихотворения.
0,5
2
-
Мимика, жестикуляция.
Индивидуальная работа.
«Я вам спою ... »
Инсценированное исполнение частушек и
детских песенок. Коллективное исполнение
импровизации.
элементами
с
песен
Коррекционная работа специалиста по вокалу.
Инсценированное исполнение частушек и
детских песенок. Коррекционная работа.
1,5
Декабрь
2
Декабрь
2
Декабрь
2
Декабрь
1,5
Декабрь
2
значит
Что
«жестикулировать»?
- Что такое «мимика»?
0,5
мимических
Отработка
жестикуляционных навыков.
2
- Понятие о частушке.
- Отличие частушки от
(структура,
песни
интонация).
0,5
- Исполнение частушек и песенок;
-исполнение песен группой.
1,5
Декабрь
- Исполнение частушек и песенок;
-исполнение песен группой.
2
Декабрь
0,5
- Определение темы и микротемы в тексте;
- составление плана к тексту и текста к
плану.
1,5
Декабрь
0,5
- Составление микротекста по ключевым
словам.
1,5
Январь
0,5
- Работа с текстами разных типов.
1,5
Январь
0,5
- Работа над «рассказом».
1,5
Январь
2
и
- Понятия
28.
Текст. Смысловая цельность и связность текста.
Понятие о теме и микротеме.
План.
2
29.
Текст. Ключевые слова, заголовок.
2
30.
текста
Типы
рассуждение).
31.
Текст - «рассказ».
Рассказ с заданным началом.
(описание,
повествование,
2
2
«текст»,
«тема», «микротема»,
«план».
- Простой и сложный
план.
- Что такое «ключевое
слово»?
о
Понятие
повествовании,
описании,
рассуждении.
- Понятие о тексте
повествовательного
характера.
16
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Творческое редактирование. Индивидуальная
работа.
Иллюстрирование страниц текста.
2
Рассказ с заданной концовкой (на примере
рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»).
2
Творческое редактирование. Индшзидуальная
работа.
Рассказ по серии картинок.
Чтение текстов по ролям. Инсценирование.
«Скорая помощь» педагога.
Творческое
работа.
редактирование.
Аукцион сказок.
Творческое редактирование.
работа.
Индивидуальная
2
2
2
-
Понятие о
описательного
характера.
тексте
0,5
Индшшдуальная
2
2
Построение
- Работа над «картиной».
редактирование.
-Творческое
Индивидуальная работа;
- работа с текстом.
- Конкурс.
- Творческое редактирование;
- индивидуальная работа.
2
«рассуждение».
Текст
«логического поезда».
Викторина «Знак вопроса».
Творческое редактирование.
оабота.
заданной
с
рассказа
Сочинение
концовкой;
- чтение и анализ рассказа
Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася».
- Творческое редактирование;
- индивидуальная работа.
- Сочинение рассказа по серии картинок.
- Чтение текстов по ролям с элементами
инсценирования.
2
Январь
2
Январь
2
Январь
2
Январь
2
Январь
1,5
Февраль
2
Февраль
2
Февраль
2
Февраль
-
2
Текст - «картина».
- Творческое редактирование.
Понятие
рассуждении.
о
2
0,5
- Работа над «рассуждением».
1,5
Февраль
Февраль
0,5
2
- Викторина.
- Творческое редактирование;
2
- индивидуальная работа.
- Восстановление деформированного текста
с опорой на признаки первых предложений 1,5
и цепочки связей в тексте.
- Восстановление деформированного текста
с опорой на признаки первых предложений 2
и цепочки связей в тексте.
2
- Повторение.
такое
Что
«логический поезд»?
2
Индивидуальная
2
44.
Работа с деформированным текстом.
2
45.
Работа с деформированным текстом.
2
46.
Повторение. Соревнование.
2
Понятие
деформированном
тексте.
о
Февраль
Февраль
Март
Март
17
ЭТИКА овщвния
Культура общения. Речевой этикет.
Инсценировка « В гостях у Демьяна»
(по басне И.А. Крылова).
Работа малой лаборатории: опыт № 1 «Книга
добрых дел и вежливых слов».
- Чтение и анализ басни И. А. Крылова
« Демьянова уха».
1,5
Март
- Создание «Книги добрых дел и вежливых
слов».
- Чтение и анализ басни И. А. Крылова
«Ворона и лисица»;
произносить
умений
отработка
составлять праздничные
комплименты,
послания.
1,5
Март
1,5
Март
2
- Краткие сведения о
речевом этикете.
0,5
2
- Что значит «быть
вежливым»?
0,5
49.
другом
друг
восклицать,
«Давайте
восхишаться!»
Похвала, комплимент, лесть.
Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица».
2
- Понятие о похвале,
комплименте.
лести,
между
Разница
понятиями.
0,5
50.
Одиночные этюды:
«Мой день рождения», Семейный праздник» и
пр.
Парные этюды:
«Идем в гости», «Разговор по телефону»,
«Который час?» и пр.
2
- Проигрывание одиночных
этюдов.
51.
Повторение. Сюжетно - ролевая игра «Будьте
так любезн:ы ... »
2
Веселый рассказ. Анекдот.
«Вредные советы» Г. Остера.
Повторение.
ОРАТОРИЯ
История риторики.
Современная риторика.
Предварительное тестирование (на основе
полмченных знаний из области риторики).
2
47.
48.
52.
53.
54.
55.
56.
Несколько способов понравиться
другим. Основы «имиджелогии».
Речевая ситуация. Монолог. Диалог.
себе
и
и парных 2
Март
- Игра.
2
Март
- Отработка умения рассказывать веселую
историю.
- Повторение.
1,5
Март
2
Март
0,5
- Тестирование и обработка данных.
1,5
Март
-
- Знакомство со способами;
- отработка умений.
1,5
Апрель
1,5
Апрель
- Понятие об анекдоте.
0,5
2
2
Краткий экскурс в
историю риторики.
- Что представляет
современная
собой
риторика?
2
такое
Что
«имиджелогия»?
0,5
2
- Понятие о речевой
ситуации;
между
разница
и
монологом
диалогом.
0,5
Отработка умений строить диалог
монолог.
-
и
18
57.
58.
Коммуникативная система: кто (адресант) кому (адресат) - что (информация)- зачем
( коммуникативная задача).
Коммуникативная система: rде (обстановка) когда (время общения).
2
- Работа по коммуникативной системе.
2
Апрель
2
- Работа по коммуникативной системе.
2
Апрель
- Наблюдение за поведением людей в
различных ситуациях;
- обсуждение результатов «лабораторных 2
исследований».
Апрель
59.
Работа малой лаборатории: опыт № 2 «Замочная
скважина» (разговор в магазине, транспорте, на 2
улице).
60.
управления
для
Упражнения
эмоциональным состоянием.
61.
ОПЫТ
лаборатории:
малой
Работа
«Выбираем подарок» (маме, другу и. т. д.).
62.
итогов
Подведение
лаборатории». Коррекция.
63.
64.
65.
66.
67.
работы
своим
№3
«малой
подбор тезисов к
плана,
Составление
выступлению на заданную тему.
Опорный конспект.
Самостоятельная работа над выступлением на
заданную тему. «Скорая помощь».
Выступление. Аудиозапись.
Прослушивание. Коллективное редактирование.
Подготовка выступления на свободную тему.
Индивидуальиая работа.
Выступление. Аудиозапись.
Прослушивание. Коллективное редактирование.
2
- Что такое «тезисы»?
0,5
- Отработка умений управлять своими 1,5
эмоциями.
- Задание учащемуся:
завести разговор с продавцом в магазине о
2
выборе подарка;
- обсуждение резулътатов «лабораторных
исследований».
- Подведение итогов работы «малой
2
лаборатории»;
- коррекция.
- Составление плана, подбор тезисов к 1,5
выступлению на заданную тему.
2
- Понятие об опорном
конспекте.
0,5
- Составление опорного конспекта.
2
-
Знакомство
упоажнениями.
с
0,5
2
2
2
2
68.
2
69.
Реклама. Афиша Подготовка к зачету.
2
70.
71.
Повторение.
Повторение.
2
2
- Что такое экскурсия?
Понятие
«экскурсионная речь».
- Понятия «реклама»,
«афиша».
-
0,5
0,5
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Коллективное
Прослушивание.
2
редактирование.
- Работа над выступлением на свободную 2
тему.
Коллективное
Прослушивание.
2
редактирование.
Май
- Подготовка и проведение экскурсии для
кружковцев.
1,5
Май
- Отработка умений рекламировать свой ],5
продукт, составлять текст афиши.
2
- Повторение.
2
- Повторение.
Май
-
2
Экскурсия («Школьный кабинет» и. т. д.)
1,5
Апрель
Май
Май
Май
Май
19
72.
- Подведение итогов;
выставление
«оценок».
2
Итоговое занятие «Жила - была Риторика».
итого
144
2
- Итоговое занятие.
Май
126
18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
о
а1
Вводное занятие. Диагностирование.
2.
Возможности речевого аппарата. Механизм
образования звуков.
с
теория
~:
r::;
r::;'· с
<.)
с t,:
:t: :r
НАЗВАIШЕ ТЕМЫ
].
а1
а1
а1
r::;'·
с
<.)
с
~ !
2
ГОЛОСОВЕДЕНИЕ. Повторение
с
практика
:t:
сроки
t,:
:r
- Диагностирование способностей детей.
2
Сентябрь
-
Строение и возможности
речевого аппарата.
О,
5
- Развитие артикуляционного аппарата.
1,5
Сентябрь
2
- Понятие об артикуляции;
- отличия в произношении
гласных и согласных звуков.
О,
5
- Упражнения на совершенствование
артикуляционных навыков.
1,5
Сентябрь
от
О,
5
- Дикционные упражнения;
скороговорок
произношение
чистоговорок.
1,5
Сентябрь
2
3.
Артикуляционная гимнастика.
Произношение гласных и согласных звуков.
4.
Работа над дикцией.
Скороговорки и чистоговорки.
Конкурс скороговорок и чистоговорок.
2
- Понятие о дикции;
- отличие скороговорки
чистоговорки.
5.
Работа с дыханием.
Выполнение упражнений:
«Поезд», «Самолет» и др.
2
- Понятие о форсированном и
фиксированном выдохе.
О,
5
- Дыхательная гимнастика.
1,5
Сентябрь
6.
Высота голоса. Полетность.
2
- Понятия «высота голоса»,
О,
5
- Выполнение упражнений.
1,5
Сентябрь
7.
Интонация. Логическое ударение, пауза,
тон, ритм речи.
2
Закрепление понятий на конкретных
упражнениях.
1,5
Сентябрь
8.
Повторение.
2
- Повторение.
2
Сентябрь
«полетность».
- Понятие об интонации,
логическом ударении, тоне,
ритме.
-
о, 5
и
20
ПР ОБА ПЕ РА
9.
Прямое и переносное значения слова.
(метафора,
Повторение
Тропы.
олицетворение). Сравнение.
1 о.
Работа с текстом.
Творческое редактирование текста.
11.
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
(глава 2) - новая версия. Редактирование.
2
- Понятие о тропе (метафоре,
олицетворении, сравнении);
изобразительновыразительная роль тропов.
О,
5
- Отработка умений находить тропы в
тексте и придумывать их самим.
1,5
- Отработка умений находить тропы в 2
тексте и придумывать их самим.
2
2
- Понятие о тексте;
- типы текста.
О,
- Написание собственной версии главы
2
№2;
- редактирование.
- Отработка умений определять тип 1,5
текста.
Октябрь
Октябрь
Октябрь
15.
Типы текста (описание, повествование,
рассуждение). Повторение.
Рассказ о событии («Однажды летом,
осенью... » и пр., «Самый веселый
праздник» и. т. д.).
редактирование.
Творческое
Индивидуальная работа.
Описание предмета (детской игрушки,
предмета мебели и пр.).
16.
Сравнительное описание.
2
Творческое редактирование.
Индивидуальная работа.
Доказательство в рассуждении («Для чего
нужны книги?»)
редактирование.
Творческое
Индивидуальная работа.
Рассказ с элементами рассуждения
(«Так поступать нельзя!»).
редактирование.
Творческое
Индивидуальная работа.
Правила успешного пересказа. Подробный
и сжатый пересказ.
2
- Творческое редактирование.
2
Ноябрь
2
- Работа над сочинением.
2
Ноябрь
2
- Творческое редактирование.
2
Ноябрь
2
- Работа над сочинением.
2
Ноябрь
2
- Творческое редактирование.
2
Ноябрь
- Отработка умений подробно и сжато 2
пересказывать.
Ноябрь
12.
13.
14.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
КТД «Живая газета»
2
5
Октябрь
2
- Работа над сочинением.
2
Октябрь
2
- Творческое редактирование.
2
Октябрь
2
- Работа над сочинением.
2
Октябрь
- Работа над сочинением.
1,5
Октябрь
2
-
Понятие
описание».
«сравнительное
- Понятие о КТД.
О,
5
О,
5
-КТД.
1,5
Ноябрь
21
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Аннотация.
Ярмарка «Золотая полка»
Работа с деdюрмированным текстом.
Работа с деdюрмированным текстом.
Повторение.
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
этикет.
Речевой
общения.
Культура
Повторение. Блиц- турнир «Почемучка».
Одиночные этюды: «Самый упитанный
мужчина во цвете лет! (о Карлсоне!),
«Старушка - веселушка» (О Шапокляк) и
О,
- Составить аннотацию.
1,5
Ноябрь
- Работа с деформированным текстом.
- Работа с деформированным текстом.
2
2
2
Декабрь
Декабрь
Декабрь
- Блиц - турнир.
1,5
Декабрь
2
- Проигрывание одиночных этюдов.
2
Декабрь
2
- Проигрывание парных этюдов.
2
Декабрь
- Отработка умений слушать и слышать.
1,5
Декабрь
2
- Понятие об аннотации.
5
2
2
2
2
- Краткие сведения о речевом
этикете.
О,
5
ПР.
30.
Парные этюды: «В гостях у Мальвины»,
«Знакомство Короля и Золушки на балу» и
ПР.
Слышу - слушаю.
2
2
36.
Работа малой лаборатории: опыт № 1
«Я заблудился». Коррекция.
Вежливая просьба и вежливый отказ.
Просить, умолять, клянчить, требовать.
«Скорая помощь».
Постановка
Работа над интонацией.
логического ударения.
Разговор и беседа. Правила хорошей
беседы.
Извинение.
ситуация.
Конфликтная
Утешение.
31.
32.
33.
34.
2
понятий
Разделение
«слышу» и «слушаю».
- «Просить» - «умолять» «клянчить» -«требовать» - в
чем разница?
5
О,
2
разрешения
Способы
конфликтных ситуаций.
37.
Правила спора.
2
- Правила спора.
38.
Повторение.
2
ОРАТОРИЯ - ТЕАТР
Чтение - вот лучшее учение.
2
Ознакомительное и глубокое чтение
( на примере рассказа 3. Романовской «Что
- Задание: завести разговор со случайным 2
прохожим.
Декабрь
- Формирование умений вежливо просить
и отказывать.
1,5
Январь
интонационной
Развитие
2
выразительности речи.
коммуникативных
Формирование
1,5
способностей и навыков импровизации.
- Отработка умений выходить из 1,5
конфликтной ситуации.
- Отработка умений управлять спором.
1,5
Январь
- Правила хорошей беседы.
39.
о,
2
2
35.
О,
5
Понятие
ознакомительном чтении.
5
о,
5
О,
5
об
О,
5
Январь
Январь
Январь
- Повторение.
2
Январь
-Чтение и анализ рассказа
3. Романовской.
1,5
Январь
важнее?»)
22
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Чтение фрагмента романа м. Твена
«Приключения Тома Сойера» по ролям.
«Скорая помощь» педагога.
2
Мини-спектакль «Из жизни Тома Сойера»
(по роману М. Твена «Приключения Тома
Сойера»).
Спонтанный монолог и спонтанный диалог.
Слова
многословие.
и
Краткость
«паразиты». Односложный и развернутый 2
ответ
ранее
пройденных
примере
(на
произведений).
Подготовка к конкурсу чтецов. Темп и ритм 2
речи.
Подготовка к конкурсу чтецов. Искусство 2
перевоплощения.
Астафьева
в.
Пересказ рассказа
2
«Белогрудка».
2
Подготовка к конкурсу чтецов.
Голос,
чтецов.
конкурсу
Подготовка к
эмоциональная 2
и
интонационная
выразительность, импровизация, «стиль».
Мини - спектакль «Рассказ старого 2
портфеля».
Использование пословиц и поговорок в 2
речи. Штампы и находки.
Интервью. Интервью с литературным
героем (Бабой -Ягой, Снежной Королевой и 2
- Чтение фрагмента по ролям;
- инсценирование понравившегося отрыва
из романа
М. Твена.
2
Январь
- Отработка умений вести диалог
произносить
и
(неподготовленный)
монологическую речь;
- отработка умений говорить по существу.
2
Февраль
- Отработка умения перевоплощаться.
2
Февраль
2
Февраль
2
Февраль
2
Февраль
- Формирование умений импровизировать
и сочетать движения и речь;
- выработка собственного стиля.
1,5
Февраль
- Мини - спектакль.
2
Февраль
1,5
Февраль
- Интервью с литературным героем.
1,5
Март
2
- Интервью со «звездой».
2
Март
2
- Репортаж.
2
. Март
- Игра- соревнование.
1,5
«спонтанный
Понятие
монолог» (диалог).
-
п.
др.). Коооекция.
Интервью со «звездой» (шоу-бизнеса, кино
и. т. д.). Коррекция. Прослушивание
аудиозаписей. Редактирование.
с места события
Репортаж. Репортаж
«Школьная переменка».
Игра - соревнование «Эксклюзивное
интервью». Прослушивание аудиозаписей.
Редактирование.
2
- Пересказ.
- Понятие об импровизации.
- Что такое штамп?
- Что такое интервью?
- Правила интервью.
- Понятие «эксклюзивный».
о,
5
О,
5
О,
5
О,
5
-
Использование в
пословиц и поговорок.
речи
штампов,
Март
23
53.
54.
55.
56.
любимых
чтение
Конкурсное
стихотворений.
коммуникации
средства
Невербальные
(мимика, жесты; уместные и неуместные
жесты).
Иидивидуальная работа.
Импровизирование.
любимых
чтение
Конкурсное
стихотворений.
2
2
мимических
Отработка
жестикуляционных навыков.
2
- Импоовиэирование.
2
музыкального
Роль
сопровождения в процессе
выступления.
57.
58.
59.
60.
61.
Музыкальное сопровождение.
коммуникации
средства
Невербальные
(мимика, жесты; уместные и неуместные
жесты).
Индивидуальная работа.
любимых
чтение
Конкурсное
стихотворений.
«Я вам спою ... ».
песен.
Инсценированное исполнение
аудиозаписей.
Прослушивание
Индивилvальная работа.
Основы «имиджелогии». «Главное, чтобы
костюмчик сидел».
63.
Импровизирование.
Игра «Если весело живется, делай так... »
(для детей 1-го года обучения).
64.
высказывания
оформление
Внешнее
(вступление, эпиграф, цитаты, афоризмы).
62.
65.
66.
Работа над выступлением на заданную тему
(«Мои достижения в этом году»).
Выступление. Коррекция.
своим
управления
для
Упражнения
эмоциональным состоянием.
и
2
2
Что такое уместные
неуместные жесты?
-
и
О,
5
О,
5
музыкального
Подготовка
сопровождения к выступлению;
- отработка умений говорить ПОД
аккомпанирование.
-
мимических
Отработка
жестикуляционных навыков.
и
2
Март
2
Март
2
Март
2
Март
1,5
Март
1,5
Март
2
- Чтение любимых стихотворений.
2
Апрель
2
- Исполнение песен.
2
Апрель
2
- Работа над созданием образа.
2
Апрель
2
- Отработка умений импровизировать.
2
Апрель
2
- Игра.
2
Апрель
- Выбор эпиграфов, цитат, афоризмов для
выступления.
1,5
Апрель
2
Апрель
2
Апрель
2
2
2
- Понятия «эпиграф»,
«цитата», «афоризм»;
- роль в тексте.
о,
5
- Работа над выступлением на заданную
тему;
- выступление.
- Отработка умений управлять своими
эмоциями.
24
67.
Реклама. Рекламный слоган. Афиша.
2
68.
Экскурсия («Детский парк» и. т. п.).
Анализ.
2
69.
Объявление.
Конкурс рекламных слоганов.
2
Повторение.
Подготовка
занятие.
Зачетное
«капустнику».
«Капустник» «Жил-были риторики!»
2
- Создание рекламного слогана;
- работа над афишей.
- Подготовка и проведение кружковцами
экскурсии в детский парк;
- анализ.
- Составление текстов объявлений (в том
числе шуточных);
- конкурс;
- подготовка к капустнику.
- Повторение.
2
2
70.
71.
72.
к
итого
Понятие
слоган».
«рекламный
- Как писать объявление.
О,
5
О,
5
1,5
Май
2
Май
1,5
Май
2
Май
- Зачет.
2
Май
- «Капустник».
2
Май
1
3,
5
144
128,
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
о
a:i
е::'·
о
:,::
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
се
о
u
теория
'·
е::
о
<:<:!
Вводное занятие. Диагностирование.
2
ГОЛОСОВЕДЕНИЕ. Повторение
Возможности речевого аппарата. Механизм
образования звуков.
2
- Строение и возможности
речевого аппарата.
О,
2.
2
- Понятие об артикуляции;
- отличия в произношении
гласных и согласных звуков.
О,
3.
4.
5.
6.
'
5
5
сроки
:t: :r
:,::
:т
1.
Артикуляционная гимнастика.
Произношение гласных и согласных звуков.
Дикционные и дыхательный упражнения.
Аvкцион скороговорок и чистоговорок.
Интонация. Логическое ударение, пауза,
тон, ритм речи.
Занятие - смотр знаний. Повторение.
Мастер-класс по голосоведению (для детей
1 года обучения)
о
се се
е::'· о
u
о <:<:!
о
практика
се '
- Диагностирование остаточных знаний.
2
Сентябрь
- Развитие артикуляционного аппарата.
1,5
Сентябрь
1,5
Сентябрь
- Упражнения на совершенствование
артикуляционных навыков;
- дикционные упражнения.
2
Сентябрь
2
- Упражнения на отработку интонации,
логического ударения, паузы, тона, ритма.
- Смотр знаний.
2
Сентябрь
2
- Мастер-класс (для детей 1 г. об.).
2
Сентябрь
2
25
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
ПРОБА ПЕРА
Повторение.
Экскурсия в осенний парк. Творческая
мастерская (сочинения, рисунки на тему
«Очей очарованье»).
Анализ.
Творческое редактирование текста.
Пешая экскурсия по городу. Творческая
(фото-видеозаметки,
мастерская
литературные этюды на тему «Любимый
город).
Работа с текстом. Анализ.
Творческое редактирование текста.
Сочинение поучительного рассказа на
свободную тему. Инсценированное чтение.
Коррекционная работа.
Сочинение веселого рассказа на свободную
тему. Инсценированное чтение.
Коррекционная работа.
рассказов.
сборника
Создание
ЙЛЛЮСтРИРОВание.
Литературная викторина «Библиофил».
Брейн-ринг «Отчего и почему?».
Подведение итогов.
заданной
работ
авторских
Конкурс
тематики.
Конкурс авторских работ свободной
тематики.
Работа с деформированным текстом.
Творческое редактирование.
Индивидуальная работа.
Работа. с деформированным текстом.
Творческое редактирование.
Индивидуальная работа.
Работа с деформированным текстом.
Творческое редактирование.
Индивидуальная работа.
Мастер-класс (для детей 1 года обучения)
2
- Повторение.
2
Сентябрь
2
- Экскурсия;
- сочинения, рисунки
2
Сентябрь
2
- Отработка умений находить тропы в 2
тексте и придумывать их самим.
Октябрь
2
- Экскурсия;
- фото-видеозаметки, этюды.
2
Октябрь
- Работа с текстом, анализ.
2
Октябрь
2
- Сочинение поучительного рассказа (для 2
детей 1-2 г.об.).
Октябрь
2
- Сочинение веселого рассказа (для детей 2
1-2 г.об.).
Октябрь
2
- Создание сборника рассказов.
2
Октябрь
2
2
2
- Викторина.
- Брейн-ринг (дети 2-3 г.об.).
- Подведение итогов.
2
2
2
Октябрь
Октябрь
Октябрь
2
- Конкурс.
2
Ноябрь
2
- Конкурс.
2
Ноябрь
2
- Работа с деформированным текстом.
2
Ноябрь
2
- Работа с деформированным текстом.
2
Ноябрь
2
- Работа с деформированным текстом.
2
Ноябрь
2
- Мастер-класс (для детей 1 г. об.).
2
Ноябрь
2
26
24.
25.
2
- Повторение.
- Повторение.
2
2
Ноябрь
Ноябрь
2
- Повторение.
2
Ноябрь
2
2
Декабрь
2
Декабрь
2
Декабрь
2
Декабрь
2
Повторение.
Повторение.
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
этикет.
27.
Речевой
общения.
Культура
Повторение.
Речевой этикет. Повторение.
28.
Одиночные и парные этюды.
2
Одиночные и парные этюды.
2
Одиночные и парные этюды.
2
- Повторение.
- Проигрывание одиночных и парных
этюдов.
- Проигрывание одиночных и парных
этюдов.
- Проигрывание одиночных и парных
этюдов.
2
- Подготовка к мини-спектаклю.
2
Декабрь
2
- Подготовка к мини-спектаклю.
2
Декабрь
2
- Мини-спектакль.
2
Декабрь
2
Декабрь
2
Январь
- Формирование умений вежливо просить
и отказывать.
1,5
Январь
- Викторина.
- Разрешение проблемных ситуаций.
- Отработка проблемных ситуаций,
- Отработка проблемных ситуаций.
2
2
2
2
Январь
Январь
Январь
Январь
коммуникативных
Формирование
способностей и навыков импровизации.
1,5
Январь
1,5
Январь
2
Январь
26.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
к
Подготовка
Индивидуальная работа.
к
Подготовка
Индивидуальная работа.
Мини-спектакль
превращения».
мини-спектаклю.
мини-спектаклю.
«Волшебные
Различные модели поведения.
2
Правила спора. Искреннее и расчетливое
раскаяние.
Вежливая просьба и вежливый отказ.
Просить, умолять, клянчить, требовать.
2
Викторина.
Самоирония. Юмоп. Проблемные ситуации.
Проблемные ситуации.
Проблемные ситуации.
Беседа. Правила хорошей беседы. Модель
поведения.
Парные этюды.
Конфликтная ситуация. Словесная дуэль.
Грубость. Модель поведения. Парные
этюды.
поведения.
Словесная дуэль. Модель
Папные этюды
2
моделей
различных
Отработка
поведения.
- Отработка умений управлять спором.
-
- «Просить» - «умолять» «клянчить» - «требовать» - в
чем разница?
О,
5
2
2
2
2
2
2
2
- Правила хорошей беседы.
разрешения
Способы
конфликтных ситуаций.
-
О,
5
о, 5
умений
Отработка
конфликтной ситуации.
-
Отработка
поведения.
выходить
различных
из
моделей
27
44.
45.
46.
Инициатива и находчивость - залог успеха.
Проблемные ситуации.
Проблемные
провокация.
Вербальная
ситуации.
Проблемные
провокация.
Вербальная
ситуации. Повторение.
-
Отработка умений
конфликтной ситуации.
- Отработка умений
конфликтной ситуации.
Отработка умений
конфликтной ситуации.
2
2
2
выходить
из
выходить
из
выходить
из
ОРАТОРИЯ-ТЕАТР
47.
Артикуляционная гимнастика. Дикционные
и дыхательный упражнения. Повторение.
Индивидуальная работа.
48.
конкурсу
к
Подготовка
Индивидуальная работа.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
чтецов.
чтецов.
конкурсу
к
Подготовка
Индивидуальная работа.
чтецов.
конкурсу
к
Подготовка
Индивилvальная работа.
чтецов.
конкурсу
к
Подготовка
Индивидуал ьная работа.
Конкурс на лучшее чтение прозы и поэзии.
Цитирование. Штампы.
Ситуационная игра.
Темп и ритм речи. Голос, интонационная и
выразительность,
эмоциональная
импровизация, «стиль».
коммуникации
средства
Невербальные
(мимика, жесты; уместные и неуместные
жесты). Музыкальное сопровождение
Индивидуальная работа.
коммуникации
средства
Невербальные
(мимика, жесты; уместные и неуместные
жесты). Музыкальное сопровождение
Индивипvальная работа.
58.
«Имиджелогия». Доклад.
59.
управления
для
Упражнения
эмоциональным состоянием.
Февраль
2
Февраль
2
Февраль
2
- Повторение.
2
Февраль
2
- Подготовка к конкурсу чтецов.
2
Февраль
2
- Чтение фрагмента по ролям.
2
Февраль
2
- Инсценирование.
2
Март
2
- Отработка умения перевоплощаться.
2
Март
2
2
2
- Конкурс в детском объединении.
- Использование в речи цитат и штампов.
- Игра.
2
2
2
Март
Март
Март
2
интонации, логического
ударения, паузы, тона, ритма.
2
Март
мимических
Отработка
жестикуляционных навыков.
и
2
2
Март
мимических
Отработка
жестикуляционных навыков.
и
2
2
Март
-Доклады.
1,5
Апрель
- Упражнения.
2
Апрель
- Отработка
2
своим
2
2
- Роль одежды в создании
имиджа.
о,
5
28
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
своим
управления
для
Упражнения
эмоциональным состоянием.
КТД «10 заповедей ритора».
Творческий проект «Как стать лучшим»
Подготовка к КВН.
КВН «Такие мальчики ... такие девочки ... »
«Свободный микрофон»
Творческий вечер «В кругу друзей».
Подготовка к выступлениям на отчетном
концерте.
Подготовка к выступлениям на отчетном
концерте.
Повторение.
Повторение.
Зачетное занятие.
вечер
Выпускной
занятие.
Итоговое
«Звездопад».
итого
2
- Упражнения.
2
Апрель
2
2
2
2
2
2
-КТД.
- Проект.
2
2
2
2
2
2
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
2
Май
2
Май
- Повторение.
- Повторение.
- Зачет.
2
2
2
Май
Май
Май
- Выпускной вечер.
1,5
Май
- КВН с участием групп 1-3 г.об.
- Творческий вечер.
2
2
2
2
2
2
144
- Подведение
прошедший год.
итогов
за
О,
5
3,
5
140,
5
29