УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
мтиицицхдьнхя ыоджвтнхя 01,РАЗОВАТЕЛЪНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область, n. Ягодное, ул. Школьная д. 9, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-mail: t,,or{~!1it$tvo@.шaH.rн
УТВЕРЖДАЮ:
РАССМОТРЕНО:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол № ~от<~» tttC'/lt"Q02f;.
цополнитвльпхя
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРAMNIA
СОIЩАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ
экономист»
(наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: 8-9
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Ауи,tева Аза Алихтювна
(должность, ФИ.О.)
пгт. Ягодное, Магаданская область
2025 г.
с одержание
Введение
НоQмативно-правовая база
1 .
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
2.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2. У словия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Раздел воспитания) календарный план воспитательной работы.
2.7. Список литературы
2.8. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
3
4
4
5
6
7
11
11
11
13
13
14
15
18
19
2
Нормативно-правовая база
Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций".
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от 01 января 2021 г.
7. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
8. Целевая :модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям: воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7
мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 8
лет разработана в соответствии с требованиями:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения РФ;
3.
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
«Юный экономист» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 2 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы
учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 4 часа
в неделю, составлена на 144 часа для учащихся 2 классов.
Основные содержательные линии курса:
•
деньги, их история, виды, функции;
•
семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини- исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются
умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в образовательной системе:
Программа курса дополнительного образования «Юный экономист» составлена в
соответствии с нормативно-правовой базой:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации;
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист»
разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с
требованиями к результатам. освоения основного общего образования. Авторы программы
«Финансовая грамотность»: Програм.ма разработана на основе авторской программы
«Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, IO. Н. Корлюгова, учебная
программа. 2-4 классы общеобраз. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014, учебного пособия по
финансовой грамотности для младших школьников, авторы Исупова О.Н., Козлова А.А.,
Лангер А.М., методических рекомендаций для разработки и реализации программы курса
«Юный экономист» в общеобразовательных организациях, разработанные Центральным
Банком России.
Особенности программы:
Программа курса дополнительного образования адаптирована для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья. В программе учитываются индивидуальные
особенности: обучающихся с ЗПР и специфика усвоения ими учебного материала,
учитываются психолого- педагогические и индивидуальные особенности обучающихся,
работа с которыми строится на основе следующих рекомендаций педагога-психолога:
Необходим алгоритм выполнения заданий при самостоятельной работе,
работе с учебником, устных ответах (лучше наглядный).
Алгоритм проверки заданий (лучше наглядный).
4
Использование внешних ориентиров для определения пространственных
отношений.
Объяснение слов и понятий, терминов, обозначающих пространственные
понятия.
Использование наглядности при изучении нового материала и повторении
пройденного материала.
Оказание стимулирующей (подбадривание), направленной помощи,
обучающей помощи (показ способа действий).
Смена видов деятельности для предотвращения отвлечений.
Объяснение значимости выполнения заданий (для стимуляции учебной
деятельности). Кроме того, для обучающихся данной группы необходимо:
Избегать перегрузки учебного материала излишним теоретическим
материалом;
предусмотреть использование нетрадиционных методов и форм обучения
(методов: наглядных (иллюстрация материала, демонстрация изделий, учебных фильмов,
презентаций) практических, мотивации интереса, мотивации воли и ответственности
(убеждение в значимости, поощрение), форм обучения: индивидуальных, работа в паре);
предусмотреть использование современных технических средств обучения
таких, как персональный компьютер, интерактивная доска.
Обучающиеся СКК справляются с учебными заданиями, если им оказывается
соответствующая помощь со стороны учителя.
Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов
математики, литературы и окружающего мира, является продолжением и дополнением
содержания образования. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини
исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления:
информации и публичных выступлений.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития
способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет
круг интересов, которые не входят в школьную программу.
1.2. Цели и задачи программы
Цеди программы:
- ра.:шитие экономиt~еского образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений
для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
- осуществлять поиск и использование · информации необходимой для
результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
- определять акгуальные и потенциальные источники доходов;
·· анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов,
определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую
устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет,
планировать сбережения;
- выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры
по уменьшению рисков;
" оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникаюшне в
связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку
по кредиту;
5
оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных
инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач
по инвестированию средств;
- сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и
степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
- оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
- оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в
ситуации финансового мошенничества.
1.3. Содержание программы.
Раздел 1. Введение в экономику: Введение в экономику, Знакомство с понятием
«Экономика». Для чего нужна экономика;
Раздел 2. Потребности: Потребности. Что такое «Потребность». Какие бывают
потребности;
Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей: Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои
желания и потребности;
Раздел 4. Домашнее хозяйство: Домашнее хозяйство. Распределение ролей в
семье, домашние обязанности в семье.
Раздел 5. Зачем нужны деньги и как они появились: Что нужно семье. Как
распоряжаться карманными деньгами. Сколько стоит автомобиль? Что такое «Свое
дело»?
Раздел 6. Доходы и расходы семьи. Как разумно делать покупки. Кто такие
мошенники? Из чего состоят доходы семьи. Жизненная математика. Сколько стоит
«Свое дело». Зачем планировать расходы семьи.
Раздел 7. Учимся копить и тратить. Деньги настоящие и ненастоящие. Для чего
нужны деньги. Легко ли вести свое дело. Когда рискуешь деньгами. Если нужно
взвешивать. Зачем семье сбережения. Деньги в разных странах.
Раздел 8. Осторожно! Финансово опасно. Зачем семье вести бюджет. Что такое
страхование. Личные деньги. Когда берешь в долг. Где можно делать покупки. Как
пользоваться банковской картой. Привлекательное дело.
Раздел 9. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 часов).
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Раздел 10. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Какие деньги были раньше в России. Клады.
«Меховые деньги». Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские
монеты. Деньга и копейка. Рубль, гривенник и полтинник. Пословицы и поговорки про
деньги. Дизайн купюры сказочной страны.
Раздел 11. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение
безналичных расчётов, Функции банкоматов.
Раздел 12. Товары :и услуги:
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги.
Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Раздел 13. Маркетинг:
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и
покупателя. Конкуренция;
Раздел 14. Откуда в семье деньги.
Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. Основной
6
источник дохода современного человека. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.
Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. Пенсия. Стипендия. Пособие. Денежный займ. Имущество. Аренда.
Проценты по вкладам. Кредиты. Мошенничество.
Раздел 15. На что тратится деньги (6 часов).
На что тратятся деньги. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
Обязательные и необязательные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки.
Хобби. Обмен денег на товары и услуги.
Раздел 16. Как умно управлять своими деньгами.
Как умно управлять своими деньгами. Учёт доходов и расходов. Сравниваем
доходы и расходы. Способы экономии. Бюджет - план доходов и расходов.
Раздел 17. Как делать сбережения.
Превышение
доходов
над
расходами.
Сбережения.
Копилки.
Коллекционирование. Вложения в банк или ценные бумаги. Банковский вклад.
Недвижимость. Ценные бумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Сравниваем разные виды сбережений. Как умно
управлять своими деньгами и как делать сбережения.
Раздел 18. Что такое деньги и какими они бывают.
История появления денег. Товарные деньги. Преимущества и недостатки разных
видов товарных денег. История монет. Представление творческих работ на тему
«Деньги». Первые монеты на Руси. Устройство монет. Бумажные деньги. Защита
бумажных денег от подделок.
Безналичные деньги. Принцип работы пластиковой карты. Безналичные деньги на
банковских счетах. Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Валюты. Валютный курс. Резервная валюта. Проведение простых расчетов с
использованием валютного курса.
Викторина по теме «Деньги».
Раздел 19. И:~ чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги. Минимальный размер оплаты труда.
Дополнительные доходы. Доходы нетрудоспособных лиц. Потребительская корзина.
Прожиточный МИНИМУМ.
Раздел 20. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого
избежать.
На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. Ежемесячные расходы.
Ежегодные расходы. Обязательные расходы. Желательные расходы.
Переменные расходы. Сезонные расходы. Воздействие рекламы на принятие
решений о покупке. Составление собственного плана расходов.
Раздел 21. Деньги счёт любит, или как управлять своим кошельком, чтобы
он нс пустовал.
Как правильно планировать семейный бюджет. Семейный бюджет. Сбережения
(накопления). Долг.
Раздел 22. Основы экономического развития.
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся
Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в
экономике.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения
курса «Юный экономист»
У обучающихся будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
7
элементарных финансовых задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в
области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов
(денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и
расходам:и на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний в этой области;
• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Мегапредмегные результаты изучения курса «Юный экономист»
Познавательные:
Обучающийся научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между
финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений
на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым
понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для
решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и
условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых
знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль
результата;
•
оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения
8
•
•
элементарных финансовых задач;
корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой
задачи;
•
корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений
одноклассников, учителей, родителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
•
самостоятельно оценивать правильность
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
выполнения
учебного
действия
и
Обучающийся научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё
мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при
выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Юный экономист»
Обучающийся научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка,
деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный
бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит,
долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги - средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
9
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
называть основные направления расходов семьи;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов;
различать планируемые и непредвиденные расходы;
считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить
примеры пособий;
объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют. Обучающийся получит
возможность научиться:
описывать свойства товарных денег;
сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и
столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова (« ... и ... »,
«если ... то ... >>, «верно /неверно);
понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в
области финансов;
осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и
исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую
проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его,
демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и
представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о
финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Воспитательные результаты
Первый уровень воспитательных результатов - приобретение обучающимися
знаний о мире финансов, первичного понимания жизненной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своим учителем, как значимым для него носителем положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов -- получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к финансам, ценностного отношения к жизненной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в
защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов -.. получение обучающимися начального опыта
самостоятельного действия в области финансов, формирование у младшего школьника
моделей финансового поведения. Только в самостоятельном общественном действии
человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
10
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогичесн:их условий»
2.1. Календарный учебный график.
См. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
2.2. Условия реализации программы.
При организации освоения курса «Юный экономист» целесообразно
использовать следующие формы и методы занятий.
Работа над проектной зада9-~.й,.
Основной педагогической целью использования проектных задач является
формирование у младших школьников умения конкретизировать способы действий для
новых ситуаций. При этом учащиеся используют в качестве средства решения задач
освоенные способы учебного сотрудничества.
Этапы работы над проектной задачей:
1) анализ проблемной ситуации (в чём состоит проблема, противоречие,
какую задачу нужно решить);
2) постановка цели (чего нужно достичь);
3) составление плана решения проектной задачи (что и в какой
последовательности нужно сделать);
4) выявление возможных вариантов решений проектной задачи;
5) представление и оценка результатов и процесса решения проектной задачи
(достигнута ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это
сделать).
Учебная экскурсия
Учебная экскурсия - это проведение занятий в финансовых организациях,
пенсионном фонде, страховой компании для ознакомления с их работой. Например,
занятие-экскурсия в банк. Цель: сформировать представление о банке (принимает
деньги на хранение, предоставляет деньги в долг, оказывает различные финансовые
услуги).
Ход экскурсии
1. Обсуждение с учащимися цели экскурсии: узнать, чем банк полезен человеку,
какие услуги оказывает.
2. Краткая беседа в здании банка: для чего нужны банки? какие финансовые
услуги предоставляют банки? почему деньги лучше хранить в банке? какие банки есть
в нашем населённом пункте? Что такое банкомат? как пользоваться банкоматом? что
входит в обязанности работника банка? по каким вопросам и у кого можно получить
консультацию в банке?
3. Подведение итогов экскурсии: что было самым интересным и полезным для
вас на экскурсии в банке? что вы узнали о том, для чего нужны банки и как они
работают? что расскажете дома об экскурсии в банк? Перед проведением экскурсии
учитель договаривается о ней с руководством банка. Если организовать экскурсию не
удаётся, можно пригласить работника банка в школу на встречу с учащимися и
организовать беседу на основе того же перечня вопросов.
Мини-исследование
Организация мини-исследования предполагает следующие действия.
1. Мотивирование школьников через создание проблемной ситуации,
интересной для них. В рамках ситуации учащиеся выделяют проблему, требующую
решения; выдвигают различные предположения относительно её решения и на. их
основе формулируют основную гипотезу.
11
2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы или опровержения
гипотезы каждым участником исследовательской группы.
3. Представление индивидуальных результатов исследования.
4. Структурирование полученной информации.
5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой
вывод сделали, решили ли проблему).
6. Рефлексия (что стало личным достижением).
7. Применение
(каковы
области
использования полученного знания,
применённого способа действия).
I1гра
Игра - форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая
позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность
приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.
Цели игровых занятий заключаются в развитии практических умений вести учёт
личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план,
определять пути достижения финансовых целей, договариваться о предпочтении того
или иного финансового решения.
Игровые формы занятий обеспечивают:
•
стимуляцию мотивации учебно-познавательной деятельности;
•
воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные
условия жизни, взаимодействия в области семейных и личных финансов;
•
приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;
•
расширение и углубление процесса творческого самоопределения
учащихся.
Игровые формы занятий требуют соответствующих средств (правила, карточки,
описание _ситуаций). Каждое игровое занятие проходит по определённым правилам,
заранее сообщённым участникам. Правила определяют действия каждого участника
игры и взаимодействие участников.
В рамках игры учащиеся выполняют:
• отыгрыш ролей;
• игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли:;
• замещение реальных вещей игровыми, условными;
• проживание реальных отношений с другими игроками;
• конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности (область
семейных и личных бюджетов), нмитационно воспроизводимой в игре.
Использование формы занятия-игры предполагает следующие действия.
1. Разработку сценария, содержания инструкции для каждой роли, подготовку
необходимых средств.
2. Проведение игры: определение проблемы, условий, правил, регламента
игры. Организуется распределение ролей, формирование групп (семей), их
консультация. Школьники выполняют игровое задание. Представляют результаты
своего участия в игре. Эксперты анализируют соответствие выполненных игровых
действий условиям игры.
3. Подведение итогов: достигнуты ли игровая и учебная цели (оценка и
самооценка), меры их достижения, выводы и обобщения.
Практичесl(ое занятие
Практическое занятие предполагает выполнение учащимися
практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме.
Материально-техническое обеспечение
Для работы на занятиях учащимся необходимы:
• простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или
фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная,
12
циркуль, ластик;
• материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая,
альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной);
• компьютерное оборудование, подключение к сети Интернет;
• проектор;
• флипчарт;
• карточки для игр (описание игровых ситуаций);
• форма отчёта по результатам экскурсий;
• план проведения мини-исследований.
При изучении курса рекомендуется на каждом занятии использовать рабочую
тетрадь с практическими заданиями. Рабочая тетрадь - это дидактическое пособие,
предназначенное для самостоятельной работы учащихся в классе и дома
непосредственно на его страницах.
В рабочей тетради учащиеся фиксируют решения проектных задач, выполняют
тестовые задания, решают задачи и придумывают тексты новых задач, фиксируют
результаты проведения мини-исследований, обобщают и систематизируют освоенный
материал курса.
•
•
•
•
1.
2.
3.
4.
2.3. Формы аттестации.
Формы текущей (формирующей) аттестации:
Наблюдение руководителя (карточки наблюдения) по активному участию в
занятиях.
Тесты/контрольные задания-игры (не более 10 минут) после модулей.
Оценка домашних заданий (письменные/творческие).
Рефлексия и самооценка учащихся (короткие листы «Что узнал/чему научился»).
Формы итоговой (суммативной) аттестации:
Портфолио (обязательное)-- сбор работ за год:
о листы-отчёты по играм «Магазин», фотодокументация ярмарки, копилка,
проект (описание, фото), листы с домашними заданиями.
Итоговый практический экзамен/задание (5-10 минут) - ролевая мини-ситуация
«Ты покупатель с 30 монетами - сделай покупки и сдачу», или «Расскажи, на что
ты будешь копить и как планируешь это сделать».
Защита проекта/участие в ярмарке ---- презентация созданного товара/проекта
(группа или индивидуальный), отчёт о расходах и предполагаемой цене
(упрощённо).
Краткий тест ( 1 0-15 вопросов) на знания ключевых понятий (адаптированный
уровень).
2.4. Оценочные материалы.
Шкала оценивания (рекомендуемая)
• Уровень 3 (Отлично): демонстрация основ всех ключевых умений + активное
участие в проекте + портфолио полное.
• Уровень 2 (Хорошо): демонстрация большинства умений, портфолио частичное,
активность средняя.
• Уровень 1 (Достаточно): демонстрация базовых умений, необходимая часть
портфолио есть.
" Уровень О (Требуется работа): навыки формируются, необходимо дополнительное
сопровождение.
Рубрика для оценки итогового проекта (макс 20 баллов)
• Содержание и экономическая идея - 0-6 баллов
• Планирование (бюджет: затраты/цена) - 0-5 баллов
• Презентация (ясность, выразительность) - 0--4 балла
13
• Креативность и внешний вид продукта/стенда - 0-3 балла
• Командная работа/ распределение ролей - 0-2 балла
Рубрика для оценки практического задания «Магазин» (на уроке)
• Правильность расчётов (сумма и сдача)- 0-5 баллов
• Вежливость и соблюдение роли продавца/покупателя-0-3 балла
• Выполнение цели покупки по заданию (соблюдение бюджета)-0-2 балла
Наблюдательный лист педагога (пример, кратко)
• Имя ученика:
• Активность на занятиях: всегда/часто/редко
• Соблюдает правила игры: да/частично/нет
• Самостоятельность в решении задач: высокая/средняя/низкая
• Работает в группе: да/частично/нет
• Комментарий педагога:
Примеры оценочных заданий с ключами
1. Короткий тест (1 О вопросов), уровень 8 лет
1. Что такое товар? (а) человек (б) предмет, который можно купить (в) место
Правильно: б
2. Что такое услуга? (а) вещь (6) помощь или действие, которое кто-то делает для
другого (в) монета-Правильно: б
3. У тебя 20 монет. Хочешь купить игрушку за 12 монет. Сколько у тебя останется?
- Правильно: 8
4. Как называется место, где покупают продукты? (а) школа (6) магазин (в)
мастерская--··- Правильно: б
5. Что такое доход? (а) то, что мы покупаем (6) деньги, которые мы получаем (в) цена
- Правильно: б
6. Что такое расход? -Правильно: деньги, которые мы тратим
7. Почему важно экономить? (короткий ответ) - Правильно: чтобы накопить на
нужную вещь / иметь запас
8. Если вещь стоит 15 монет, а у тебя 10, что можно сделать? - Правильно: копить/
посмотреть дешевле / заработать
9. Что такое бюджет?-Правильно: план доходов и расходов (упрощённо)
1 О. Придумай правило, чтобы не тратить всё сразу (короткий ответ) - пример:
«класть часть денег в копилку» - считается верным.
2. Практическое задание «Личный бюджет» Задание: У тебя есть 50 монет. Ты
хочешь: игрушка - 35 монет, книга
20 монет, мороженое -- 8 монет. Составь план:
'ПО ты купишь сначала и почему? (ответ + расчёт) Критерии оценки: верные расчёты,
обоснованность выбора (экономия/цель).
Ключ (пример): если выбрать книгу+ мороженое: 20+8=28 (остаётся 22) - можно
понять последовательность; если выбирать игрушку -··· 35 (остаётся 15), можно объяснить
цель и план копления.
э->
2.5. Методические материалы.
Методы и приёмы обучения
• Игровые формы (деловые игры, ролевые игры, настольные игры).
• Проектная деятельность (мини-проекты, ярмарка).
• Практические занятия (магазин, расчёты, изготовление копилок).
" Совместное обсуждение и рефлексия (циркулярное интервью, «Что нового
узнал?»).
• Мультимедиа: короткие видео, презентации.
• Иллюстративный материал: карточки, плакаты, карточки-ситуации.
Методические материалы (шаблоны и примеры)
Шаблон плана урока (45 мин)
14
•
•
•
•
Тема:
Цели: образовательная/ развивающая/ воспитательная
Оборудование и материалы:
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 мин)
2. Мотивация и ввод (5-7 мин)
3. Основная часть - игровое/практическое задание (20-25 мин)
4. Рефлексия и закрепление (7-10 мин)
5. Домашнее задание (1-2 мин)
• Дифференциация (для сильных/слабых)
• Оценивание (критерии)
Словарь ключевых слов (наглядный плакат)
• товар, услуга, цена, продавец, покупатель, деньги, сдача, копилка, доход, расход,
бюджет, экономпть, платить, зарабатывать, экономия, прибыль, убыток.
Игровые карточки (примеры)
• Карточки профессий (повар, продавец, учитель, водитель); карточки товаров
(яблоко, карандаш, пирожок, книга) с ценами (в игровых монетах).
• Карточки-ситуации для ролевой игры: «У тебя 10 монет. Купи 2 предмета ... », «Ты
хочешь копить на игрушку 50 монет».
Примеры сценариев игр
• «Магазин» - дети делятся па продавцов и покупателей; покупатели получают лист
с целью покупок и суммой; продавцы оформляют витрину, считают сдачу.
• «Ярмарка проектов» - команды готовят товар: поделку, открытку; считают
себестоимость и цену, организуют торговлю и подводят итог прибыли (игровой).
Пример урока №1: «Что такое деньги?» (45 мин)
• Цели: дать понятие денег, познакомить с монетами/купюрами; развить счёт до 100
в контексте покупок.
• Оборудование: набор игровых денег, карточки товаров с ценами, плакат «История
денег» (упрощённо).
• План:
1. Вводная беседа (5 мин): зачем нужны деньги? - обсуждение.
2. Мини-лекция/показ (7 мин): монеты и купюры - показать образцы
(игрушечные); короткий рассказ о бартере.
3. Игра «Магазин» (25 мин): деление на группы; карточки покупок; практика
расчёта суммы и сдачи.
4. Рефлексия (5 мин): что нового узнал? домашнее задание: нарисуй свою
любимую монету и напиши цену игрушки, на которую ты копишь.
• Оценивание: наблюдение педагога, отметки в журнале активности.
Оборудование и материалы
•
•
•
•
•
•
•
Набор игровых денег (монеты и купюры разных номиналов).
Карточки товаров/услуг с картинками и ценами.
Картон, клей, ножницы, фломастеры, акварель.
Копилки (готовые или самодельные).
Таблички «МАГАЗИН», «КАССА», фартуки для продавцов.
Принтер для печати карточек и плакатов.
Проектор/экран (по возможности), ноутбук для презентаций.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
1. Сентябрь - Торжественное открытие и знакомство «Мы - команда юных
экономистов»
15
•
•
•
Описание: вводное собрание, презентация программы, командные игры на
знакомство и первые простые экономические задачи (наглядные игры с
карточками).
Воспитательные цели: формирование команды, мотивация к совместной
деятельности, уважение и принятие правил.
Форма: собрание + игровые станции.
•
•
•
2.
•
Ресурсы: презентация, карточки, флипчарт.
Оценка: активность, соблюдение правил (наблюдение).
Ответственные: руководитель программы.
Октябрь - «День бережливости»: мастерская «Моя копилка»
Описание: изготовление личной копилки, беседа о целях сбережений, упражнение
«поставь цель и посчитай, сколько нужно копить».
• Воспитательные цели: развитие бережливости, целеполагания, аккуратности.
• Форма: мастерская + мини-рефлексия.
• Ресурсы: картон, клей, краски, шаблоны.
• Оценка: качество копилки, сформулированная цель (портфолио).
• Ответственные: педагог, при необходимости - родители.
3. Октябрь/ноябрь -Ролевая игра «Магазин»: покупатель и продавец
• Описание: практическая игра по правилам торговли: расчёт, сдача, вежливость,
работа в команде.
• Воспитательные цели: развитие коммуникативных навыков, ответственности,
вежливости.
• Форма: ролевая игра, сменные роли.
• Ресурсы: игровые деньги, карточки товаров, касса-макет.
• Оценка: рубрика (точность расчётов, вежливость, выполнение роли).
• Ответственные: педагог.
4. Ноябрь - Экскурсия/виртуальный тур в банк или финансовый центр
• Описание: познавательная экскурсия о роли банков, копилок, безопасном
обращении с деньгами.
• Воспитательные цели: формирование базового доверия к финансовым институтам,
навыка безопасного обращения с деньгами.
• Форма: выезд/онлайн-встреча с сотрудником банка.
• Ресурсы: договор с банком/готовый виртуальный тур.
• Оценка: устный мини-отчёт (каждый рассказывает 1-2 факта).
• Ответственные: педагог+ представитель банка/организации.
5. Ноябрь -Благотворительная акция «Поможем вместе»
•
Описание: дети организуют сбор вещей/денег для нуждающихся или участие в
школьной благотворительной ярмарке; обсуждают ценности помощи.
• Воспитательные цели: развитие эмпатии, социальной ответственности.
• Форма: сбор/ярмарка/волоитёрскяя деятельность.
• Ресурсы: листы информирования для родителей, коробки/ящики для сбора.
• Оценка: участие, отчёт о собранном (количество/описание) и рефлексия.
• Ответственные: педагог, родители.
6. Декабрь - «Бюджет праздника» - практикум для родителей и детей
• Описание: совместное мероприятие с родителями: планирование семейного
мини-бюджета на праздник (как потратить и как сэкономить).
• Воспитательные цели: формирование семейного диалога о деньгах, навыков
планирования.
• Форма: мастерская/семинар-тренинг.
• Ресурсы: шаблоны бюджета, калькуляторы, примеры.
• Оценка: заполнение простого семейного бюджета (шаблон).
• Ответственные: педагог + приглашённый специалист (по желанию).
16
7. Январь - Интеллектуальная игра/квиз «Экономический брейн-ринг»
• Описание: весёлая командная викторина по базовым экономическим понятиям
(товар/услуга, доход/расход и пр.).
• Воспитательные цели: закрепление знаний, развитие быстрого мышления и
командного взаимодействия.
• Форма: командная игра/викторина.
• Ресурсы: вопросы, таймер, призы символические.
• Оценка: результаты команд, активность отдельных участников.
• Ответственные: педагог.
8. Январь/февраль
Проектные мастерские:
планирование мини-бизнеса
(лимонадный стенд/ярмарка поделок)
• Описание: дети в командах придумывают идею товара, рассчитывают простейший
бюджет (затраты/цена), готовят макет.
• Воспитательные
цели:
предпринимательское
мышление,
планирование,
распределение ролей.
• Форма: проектная работа.
• Ресурсы: бумага, картон, материалы для макетов, игровые деньги.
• Оценка: рубрика проекта (идея, расчёт, креативностъ, командная работа).
• Ответственные: педагог, при желании - родители:.
9. Февраль - Практикум «Права потребителя» (игра-ситуация)
• Описание: знакомство с простыми правами покупателя: чек, качество товара,
возврат; ролевые сцены с жалобой и её решением.
• Воспитательные цели: формирование правовой грамотности, уверенности в защите
своих прав.
• Форма: ролевые игры, обсуждение.
• Ресурсы: карточки-ситуации, «чек», инструкция.
• Оценка: правильность действий в ситуации, аргументация.
• Ответственные: педагог.
1 О. Март - Экологический проект «Экономим ресурсы: вода, электричество, бумага»
• Описание: дети исследуют, какие ресурсы можно экономить дома и в школе,
создают плакаты/правила и предлагают меры.
• Воспитательные цели: экологическое сознание, ответственность за ресурсы.
• Форма: мини-исследование, выставка плакатов.
• Ресурсы: материалы для плакатов, анкеты-опросники для дома.
• Оценка: креативностъ, практичность предложений, количество внедрённых мер
(если применимо).
• Ответственные: педагог, экологический уголок школы.
11. Март/апрель - Экономические истории и чтение: «Книги о труде и деньгах»
• Описание: чтение адаптированных рассказов/книг (о профессиях, заработке,
честности), обсуждение и инсценировка одной истории.
• Воспитательные цели: формирование уважения к труду, нравственные ориентиры.
• Форма: чтение + инсценировка.
• Ресурсы: книги, распечатки, реквизит для мини-сценки.
• Оценка: участие в обсуждении, выразительность в инсценировке.
• Ответственные: педагог, библиотека школы.
12. Апрель -- Экскурсия на рынок/ярмарку (практика наблюдения)
• Описание: посещение местного рынка или школьной ярмарки для наблюдения за
ценообразованием:, переговорами, правилами торговли.
• Воспитательные цели: наблюдательность, уважение к труду продавцов, умение
вести короткие деловые диалоги.
• Форма: выезд, задания для наблюдения.
• Ресурсы: листы наблюдений, согласие родителей.
17
•
•
13.
•
Оценка: выполненное задание (лист наблюдений), устный отчёт.
Ответственные: педагог.
Апрель/май-Подготовка и проведение мини-ярмарки «Школьный маркет»
Описание:
итоговое
практическое
мероприятие:
дети
продают
свои
поделки/макеты по игровым ценам, ведут кассу, подсчитывают выручку и
обсуждают прибыль/убыток.
• Воспитательные цели: применение знаний, ответственность, честность в учёте,
• Форма: школьная ярмарка.
• Ресурсы: товары (изготовленные детьми), игровая касса, таблички с ценами, столы.
• Оценка: выполнение ролей, точность расчётов, отчёт по выручке (портфолио).
• Ответственные: педагог, родители (помощь в организации).
14. Май - Финансовый этикет и вежливость «Как вести себя с деньгами и людьми»
• Описание: тренинг поведения при покупках, благодарности продавцу, умение
просить скидку корректно, этикет при получении денег.
• Воспитательные цели: формирование этики общения, уважительного поведения.
2.7 Список литературы
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. М.:
ВИТА- ПРЕСС, 2016.
2. Корлюгова IO.H. Финансовая грамотность: контрольные измерительные
материалы. 2-4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3. Корлюгова 1O.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2-4
классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
4. Корлюгова IO.H. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 2-4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
5. Корлюгова 1O.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-4 классы.
М.: ВИТА- ПРЕСС, 2016.
6. Учебное пособия по финансовой грамотности для младших школьников,
авторы Исупова О.Н., Козлова А.А., Лангер А.М., и др.
Интернет - источники
1. http://basic.ecoпoшicus.ru/ - сайт «Основы экономики».
2. l1ttp://ecschool.hse. ru/ - сайт журнала «Экономика в школе».
3. http://шuzey-factov.гu/ - сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
4. http://wwv.r. azbukafiнaпsov.гu/ . ... портал «Азбука финансов».
5. flttp://w..,vw.7bнdget.п1- сайт журнала «Семейный бюджет».
6.http://www.шi11d-шap.rн/- сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
7. l1ttp://zaпiшatika.narod.rн/- сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя,
родителя».
8. l1ttр://вашифинансы.рф/ - проект Минфина «Дружи с финансами».
9.Ъttp://вaшифинaнcьr.pф/cЬ.ilc1/articles/lich.r1yy-i-seшeyпyybyнdzliet/S-sekretov-fi.11a11sovoy
giaшotnosti-ot-ekspertov-poгtalaшoneykids-ru/- Пять секретов финансовой грамотности
от портала
«гпопеукшз.гц ».
10. l1ttр://открытыйурок.рф/ - сайт педагогической мастерской «Открытый урок».
11. httр://хочумогузнаю.рф/ - сайт «Хочу Могу Знаю!».
12. https:// Ппаягагп.согп -- портал финансовой грамотности.
13. l1ttps://fmc.hse.ru -· Федеральный методический центр по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования.\
14. Ьпрв ://fincult.iпfо/ргерооауаше.
15. https://www.пшшп.ш/гц/ош/Ппягагп/di.i-ections/programs.
18