УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
мэииципадьшя ыоджвтнхя ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область, п. Ягодное, ул. Школьная д. 9, тел. 8 {41343)2-20-49/ 2-37-54
E-mail: tvoн~!1iest.vo@rпai!. rн
РАССМОТРЕНО:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол № §' от
<~ь» що-t1.,,е.-202fг.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМNIА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный инспектор движения»
(наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: 7-12 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модиФlш,удов(fтная
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Мокров Борис Николаевич
(должность, Ф. И. 0,)
пгг,
Ягодное, Магаданская область
2025 г.
с одержание
Введение
Нормативно-правовая база
1.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
2.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы,
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
2.7. Список литературы
Приложение No 1 «Календарный учебный график»
Приложение No 1 «Оценочные материалы»
3
4
4
4
5
6
8
8
8
9
9
10
10
10
12
15
2
Нормативно-правовая база
Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций".
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от 01 января 2021 г.
7. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. No 467)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7
мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» разработана для обучающихся
1-4 классов на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Юные инспекторы дорожного
движения». («Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование» Под редакцией В.А. Горского, 3-е издание. - М.: Просвещение, 2013)
Программа по внеурочной деятельности социальной направленности разработана в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем.
Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и
здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительный рост
числа детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных проис
шествий. Для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необходимо
обучать детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и спо
собствовать формированию у них специальных навыков. Для детей школьного возраста
характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация
захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и час
то подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной
происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте
перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное проис
шествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил физической травмы,
психическое состояние ребенка может быть нарушено. Одним из методов решения про
блемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных
учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо сформи
ровать знания о Правилах дорожного движения и поведении на проезжей части. Выполне
ние всех требований к правилам дорожного движения создает предпосылки четкого и
безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
1.2. Цели и задачи программы
Вовлечь учащихся 7 -12 лет в деятельность по профилактике детского дорожного
травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих
безопасность дорожного движения. Занятия проводятся два раза в неделю.
Задачи:
1. обучить правилам безопасного движения на дорогах и улицах
2. познакомить с работой современных технических устройств, используемых в
различных службах ГАИ
3. дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травма
тизма
4. научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно
транспортных происшествиях
5. развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессионалыюм самоопределении детей.
Занятия, кроме педагога, могут проводить специалисты ГАИ в учебном классе,
освещенном соответствующим оборудованием.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на
улицах и дорогах, агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на
дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков пра
вил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.
4
Итоги освоения проводятся в форме игр - состязаний, в форме отчетного театрали
зованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Актуальность:
Значительный рост травм и гибели детей на дорогах области, заставляет задуматься о
развитии новых программ и пропаганде безопасности дорожного движения.
1.3. Содержание программы
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего Теори
я
Формы
рактика аттестации/
контроля
Раздел 1.
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка
4
4
о
опрос
2
Разработка и изучение положения об отряде
ЮИД. Задачи на новый учебный год.
6
6
о
беседа
3
Права и обязанности, ответственность
участников дорожного движения.
10
5
5
опрос
4
Основные понятия и термины Пдц
6
4
2
тест
5
Дорожные знаки и дополнительные средства
информации
14
7
7
опрос
6
Правила движения пешехода.
6
.)
3
тест
8
4
4
опрос
,,
7
-де и как переходить улицу
8
9
Элементы улиц и дорог.
8
Регулируемый перекрёсток
10
10
4
4
4
4
6
6
4
8
2
2
4
4
тест
опрос
тест
опрос
тест
6
3
3
опрос
8
4
6
4
3
3
тест
опрос
6
3
3
тест
'7
/
1
6
смотр
7
1
6
смотр
10 Нерегулируемый перекрёсток
11 Порожные ловушки
12 Ожоги и обморожения
Виды кровотечений
13
14
15
16
Транспортировка пострадавших
Травма головы, грудной клетки, живота.
Лок, обморок.
Правила движения велосипедистов.
Переломы
Первичное реанимационное пособие
Виды и техника наложения повязок.
Медицинская аптечка
Основы страхования.
17
Тодготовка и выступление агитбригады.
18
Тодготовка плаката и наглядной
агитации .Проведение социальной рекламы по
пропаганде соблюдений ПДД
ИТОГО:
144
5
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
•
•
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здо
ровый образ жизни;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально
нравственная отзывчивость;
• положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Юные инспекторы дорожного движения»
• способность к адекватной самооценке;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
1vfетапредметные:
• навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
• умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
• установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
• использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
• умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты:
будут знать:
•
•
•
•
•
•
историю возникновения ПДД;
безопасный путь из дома до школы;
дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила поведения в транспорте.
будут уметь:
•
применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить
улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим
товарищам при переходе улиц и дорог;
6
•
выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
• оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки:
•
•
дисциплины, осторожности;
предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
7
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогичес1~их условий»
2.1. Календарный учебный график.
См. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
2.2. У словия реализации программы.
1. Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка, спортивный зал).
2. Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по
ПДД, канцтовары и др.).
3. Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, педагог-организатор,
руководитель ЮИД, инспектор ГАИ).
4. Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по
ПДД, и др.).
Материально-техническов обеспечение
Для проведения занятий необходимо иметь:
- кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение:
- интерактивную доску;
- технические средства обучения (компьютеры, видео проектор, экран и другое оборудование, необходимое для просмотра презентаций и видео материала по изучению Правил
дорожного движения, первой медицинской помощи, устройства автотранспорта и др.);
- учебную площадку по безопасности дорожного движения ОУ, которая должна
удовлетворять требованием Государственных санитарно - эпидемиологических правил и
нормативов СанПИН 2.4.2 1178-02.:
- технические средства регулирования (светофоры, жезл, свисток, конусы, стойки для
фигурного вождения, дорожные знаки);
- транспортные средства (велосипеды, самокаты);
- стационарные или переносные витрины (стенды).
Дидактическое обеспечение
1. Комплект видеофильмов
2. Комплекты агитационных и учебных плакатов («Ситуации-«ловушки»):
• «Красный, желтый, зеленый»,
• «Правила дорожного движения»,
• «Виды ДТП»,
• «Правила для велосипедистов»,
• «Правила для пешеходов»,
• «Правила для пассажиров»,
• «Сигналы светофоров и регулировщиков»
• «Первая медицинская помощь при перелома»
• «Виды кровотечений»
• «Алгоритм оказания медицинской помощи» и др.
3. Схемы:
• дорог, перекрестков;
• горизонтальной и вертикальной разметки;
• различных ситуаций. на перекрестке;
• настольные схемы улиц и перекрестков;
• устройства велосипеда;
• устройства автомобиля;
8
• тормозной путь транспорта.
4. Комплект дорожных знаков (на магните, на стойках).
5. Настольные игры по ПДД.
6. Стенды: «Дорожные знаки»
7. Стол-макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств
регулирования, дорожных знаков.
8. СD-диск с энциклопедией по ПДД, комплектом интерактивных плакатов и с билетами
электронного экзаменатора по теме.
Формы и методы организации занятий
Занятия с обучающимися проводится в виде лекций с использованием компьютера,
плакатов, дидактического материала. Очень важную роль играет принцип наглядности
при обучении. Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю по 2 академических
часа, всего за год-144 часа. Группы формируются по возрастному принципу. Допускаются
совместные занятия детей разного возраста в одной группе.
2.3. Формы аттестации.
•
•
•
•
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
игр-состязаний;
анализ результатов деятельности (зачет).
2.4. Оценочные материалы.
Пакет диагностических материалов, позволяющий определить достижения
учащимися планируемых результатов (Приложение № 2) Для успешной реализации
программы и систематического отслеживания результатов деятельности учащихся
проводится прогностический, текущий и итоговый мониторинги. Прогностический
мониторинг для определения уровня знаний обучающихся: Обучающийся выполнил
задачи, поставленные перед ним педагогом на минимальном уровне. Обучающийся
выполнил задачи, поставленные перед ним педагогом, показал достаточные знания в
данной области. Обучающийся выполнил задачи поставленные перед ним педагогом
уверенно, показал хорошие дополнительные знания. Промежуточный и итоговый
мониторинги для определения результатов освоения общеразвивающей программы:
Обучающийся программу полностью не освоил, т.е. не приобрел предусмотренную
учебным планом сумму знаний, умений и навыков, не выполнил задачи, поставленных
перед ним педагогом. Обучающийся стабильно занимается, выполняет учебные задачи,
свободно ориентируется в изученном материале, принимает участие в конкурсах,
соревнованиях. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету; не
только. выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает
участие в конкурсах, соревнованиях. Обучающийся выполняет программу, дополнительно
самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой
дисциплине, стабильно участвует в конкурсах, соревнованиях различного уровня Формы
проведения итогов реализации общеразвивающей программы Начало учебного года
(сентябрь) Прогностический мониторинг Анкетирование, начальная диагностика,
выполнение простейших заданий, наблюдение педагога.
полугодие (январь)
Промежуточный мониторинг Диагностика уровня знаний, выполнение самостоятельных
работ по образцам, участие в выставках объединения, конкурсах, соревнованиях. 2
полугодие (май) Итоговый мониторинг Диагностика уровня знаний, выполнение
самостоятельных работ по образцам, выполнение итоговых самостоятельных работ,
участие в районных соревнованиях, конкурсах.
9
2.5. Методические материалы.
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия на
транспортной площадке. На теоретических занятиях используются следующие методы:
рассказ, беседа, викторины, а также тестовые задания. На практических занятиях
отрабатываются полученные умения и навыки. Теоретические и практические занятия
построены так, чтобы теория сочеталась с практикой, а полученные знания и навыки
могли быть использованы не только в конкурсах, соревнованиях, но и в реальной жизни.
Важно использовать на занятиях элементы игры, игровые ситуации, которые снимают
эмоциональное напряжение, способствуют объединению детей и устанавливают
эмоциональные контакты между ними. А использование на занятиях записей, зарисовок,
схем помогут сконцентрировать внимание и выработать умения выполнять правила
общественного порядка. Особое внимание необходимо уделять закреплению полученных
умений и навыков пугём проведения практических занятий на школьной транспортной
площадке или на территории микрорайона. Так же интересным решением подведения
итогов программы может стать: обработка и оформление фото (видео) материала,
отснятого во время теоретических и практических занятий. Для более успешной
реализации
программы
важно
сотрудничать
с
медицинскими
работниками,
Госавтоинспекцией, автопредприятиями района, родителями. Созданные отряды I-ОИД
будут пропагандировать полученные знания правил дорожного движения и доврачебной
медицинской помощи для сохранения жизни и здоровья людей.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
02.09.2025-посвяшение в пешехода
03.09.2025- День солидарности в борьбе с терроризмом
02.10.2025-День дороги в школу
03.10.2025-День ходьбы
10.11.2025-День сотрудника полиции
17.11.2025-Всемирный день памяти жертв ДТП
12.12.2025-День конституции РФ
27.12.2025-День спасателя
06.01.2026- День технологий(о внедрении в обиход СИМ)
09.01.2026-День благодарности правоохранительным органам
12.02.2026-День сотрудника полиции общественной безопасности
21.02.2026-День фельдшера(об оказании доврачебной помощи пострадавшим)
22.03.2026-Международный день таксиста
29 .03 .2026-День самопознания
04.04.2026- День джипа 4на 4
05.04.2026-День ходьбы на работу (безопасный маршрут)
05.05.2026- день благославления велосипедов
18.05.2026-Всемирный день скандинавской ходьбы
2.7 Список литературы
1. Правила дорожного движения с изменениями. 2025г.
2.Федеральные Законы Российской Федерации «О безопасности дорожного движения».
3. Гальцова Е.А. Изучение правил дорожного движения. Сценарий театрализованных
занятий. Волгоград 200бг.
4. «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей педагогов, родителей
Всероссийский ежемесячник М. «Молодая гвардия»
5. «Основы безопасности жизнедеятельности». Программно- методические материалы 111 кл.
10
6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для
3-го класса-М.: Издательский дом Третий Рим, 2005.
7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие М.: Издательский дом Третий Рим, 2005.
8. Шумилова В.В. Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в начальной и средней школе. Волгоград .2006 г.
9. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения.
Составители: О.Морозов, В.Фаляхова.
1 О. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе/ Е.А.
Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
11