УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛI:.НАЯ
ыоджвшхя ОБРАЗОВА ткльнхя
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА 11. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданс~сая область, п. Ягодное, ул. Ш~солr,ная д. 9, тел. 8 {41343)2-20-49/ 2-Зi-54
E-mail: tvo1·,~!1iest.vo@шaH,rн
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол №
.JГот <$}.ь..» Jt..lQ,/Ct,q, 20~.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБП~ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ пгогтзмм»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«IПАХМАТЫ И ПIАПIКИ»
(наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: 8-15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифиц;щованная
Автор-составитель:
педагог дополнителы-юго образования
Проскурин Гею-tадuй Петрович
(должность, Ф.И.О.)
пгт. Ягодное, Магаданская область
2025 г.
Введение
с одерж ание
Нормативно-правовая база
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
Раздел 1. «Комплекс основных харакгеристик об_разования»
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Содержание программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
Календарный учебный график.
Условия реализации прог_раммы.
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
Список литературы
Приложение No 1 «Календарный учебный график»
3
4
4
5
5
11
11
11
16
2
Нормативно-правовая база
Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
1 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №1 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О
направлении методи ческих рекомендаций".
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от 01 января 2021 г.
7. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
1 О. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7
мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».
3
Раздел 1. «Комплекс основных хара1~теристик образования»
1.1. Пояснительная записка
В современном обществе целью развития подростков является всестороннее
гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой подросток
учится, развивается, растет. Тем не менее, настольные игры уже давно уступили место
компьютерным, за которыми подростки готовы просиживать часами. Компьютер не
заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и
соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных
интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых
являются шахматы, развивают мышление, память, внимание, творческое воображение,
наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения
подростки овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом,
сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Игра в шахматы и шашки - очень мощный инструмент полноценного развития
интеллекта в игровой форме. Для подростка это не только игра, доставляющая много
радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение игре в шахматы и шашки
способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления,
внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит
сравнивать, обобщать.
Шашки и шахматы - замечательный повод для общения обучающихся,
способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не
случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна
семья». Шашечное и шахматное творчество научит обучающихся использовать свою
смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать.
Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на
начальную подготовку обучающихся, начинающих с «нуля». Программа занятий кружка
«Шашки-шахматы» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры
в шашки и шахматы, приближает начинающего шашиста и шахматиста к умению
мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматной доске
остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Шахматная и шашечная игра дарят подростку радость творчества и обогащают
его духовный мир. Эти удивительные игры становятся средством воспитания и
обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.Направленность
программы «Шашки и шахматы» - физкультурно - спортивная. Данная программа
является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной
формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных
учреждений.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в снстематических
занятиях упражнениями шашечной и шахматной игры. Учащиеся приобщаются к
здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом,
умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия дисциплинируют,
воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют
поддержке при изучении общеобразовательных предметов, повышают интеллект
занимающихся. Благодаря физкультурно - спортивной направленности программы,
учащиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в школьных, районных и
окружных соревнованиях по шашками шахматам.
Актуальность программы
Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и
методических материалов И. Г. Сухина, опыта работы по обучению игре в шахматы и
4
шашки детей школьного возраста В. Гришина, методических пособий «Увлекательная
математика» А.
Г.
Гайштута,
книге
А.
Карпова
«Учитесь
шахматам»,
«Энциклопедический учебник шахматной игры» М. Таля, Н. Журавлёва, Барского ЮЛ.,
Герцензона Б.П.» Приключения на шашечной доске» и др.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и
доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение
сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные
шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр кинофильмов с шахматными
фрагментами,
самодеятельные
театрализованные
постановки,
игры-эстафеты,
викторины, сюжетно- ролевые игры, продуктивная деятельность) развивает личностные
качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует,
становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.
Отличителыюй особетюстыо даююй дополнителыюй образователыюй
программы от ю1се существvюищх образовательных программ является:
Проявление индивидуальных способностей, занимающихся в непредвиденных
комбинациях;
Обучение основам стратегии игры в шашки;
Изучение преимущества в разных положениях;
Воспитание творческих способностей занимающихся.
Необходимо
научить
занимающихся трезво
оценивать
ситуацию
просчитыватьпартию на многие ходы вперед.
Воспитывать нравственные и эстетические качества у занимающихся.
и
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание посредством игры в шашки и шахматы благоприятных
условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся,
формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Образовательные задачи
•
освоить знания о игре в шашки и шахматы, изучить историю, правила и законы
•
•
•
научить простейшим комбинационным идеям, буквенно-цифровым рядом;
познакомить с основами композиционной игры
формировать умения и навыки практической игры;
игр;
Развивающие задачи:
•
•
•
•
развивать познавательный интерес к шашкам и шахматам;
развивать внимание, память, логическое мышление.
развивать решительность и чувство ответственности за принятое решение.
развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение
проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составmrть план и реализовывать
его;
Воспитательныь задачи:
•
•
•
•
•
формировать дисциплинированность и целеустремленность;
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, отзывчивость; прививать
навыки общения в коллективе и внешнюю культуру поведения;
формировать потребность в проведении досуга с пользой, снижать риск
асоциального поведения;
прививать навыки здорового образа жизни;
помочь ребенку в самореализации, осознания собственного "Я";
5
•
воспитывать трудолю бие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к
победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и
поражения.
1.3. Содержание программы
Содержание программы по шашкам.
1.Древность русских шашек. Распространение шашек в России. Культурное
значение шашек Классификационная система. 2 ч
2.Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение. Виды
шашечных соревнований, правила их проведения. Практика. Упражнения на запись
партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры. 8 ч
З.Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных
сил, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество, сила дамки, значение
связок, размеров, понятие оппозиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и
вариантов.
ч.
Практика. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры. 1 О
4.Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и умение ими
пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шашки, «самообложение»,
«роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары. Красота комбинаций.
Практика. Разбор тематических позиций. Нахождение дебютных ловушек и
комбинаций. 7ч 5.Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых
полей. Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение важными
полями. 11 ч
6. Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по
сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против одной. Треугольник
А. Петрова, способ М. Голяева. Борьба одной шашки против двух и более. Практика.
Разбор и развертывание с партнерами характерных тематических позиций. 7 ч
7.Основные задачи дебюта, «игра Петрова», «игра Филиппова», «обратно
городская партия», «перекресток», «игра Бодянского». Какие шашки развивались в
дебюте? Практика.
Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором
сыгранных партий. 5 ч
8.Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий. 15 ч
9.Конкурсы, игры, экскурсии. 7 ч
Содер:;1сание программы по шахматам.
1.Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в
Европу и
Россию. Великие люди и шахматы. Правила проведения шахматных
соревнований. 2 ч
2.Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и краткая
нотация шахматных партий. Практика. Упражнения на запись партий, отдельных
положений.Расстановка фигур. 8 ч
3.Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах,
относительная ценность фигуры. Практика. Разбор специально подобранных позиций для
усвоения сложных правил. Упражнения на мат различными фигурами. 10 ч
4.Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка, двойной
удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей.
Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных позициях. 7 ч
5.Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана
централизация. Практика. Разбор специально подобранных позиций. 11 ч
6
6.Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против
короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей, тяжелыми фигурами.
Практика. Разбор специально подобранных позиций. 7 ч
7.Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания. Практика. Разбор
специально подобранных позиций. 5 ч
8. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором сыгранных
партий. 15 ч
9.Конкурсы, экскурсии. 7 ч.
Учебно-тематичес1шй план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1 О.
Разделы и темы
Лекция
Введение. ТБ на занятиях.
Древность русских шашек.
Культурное значение шашек.
История развития организации
турниров
Правила игры и соревнований.
Нотация.
Первоначальные понятия
Тактика игры
Стратегия игры
Эндшпиль
Дебют
Конкурсы
Сеансы одновременной игры
Всего:
Практика
Итого
4
-
4
4
4
8
4
4
4
4
4
8
4
2
8
6
4
10
10
8
8
10
4
-
8
10
144
1.4. Планируемые результаты
Личтюстные результаты:
• развитие фантазии, логического
внимательности, усидчивости;
и
аналитического
мышления,
памяти,
• развитие интереса к истории происхождения шахмат и творчества шахматных
мастеров;
• развитие способности анализировать и делать выводы;
• умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
•
•
•
•
Метапредметные результаты.
овладение способтюстью ставить перед собой цель;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
умение понимать причины успеха/неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построение
рассуждений,
Предметные результаты. Обучающиеся будут знать:
правила игры в шашки и в шахматы;
правила проведения соревнований;
названия фигур, ценность фигур; ·
правила пользования шахматными часами.
Обучающиеся будут уметь:
7
выступать в роли игрока и судьи;
определять и называть фигуры;
ориентироваться на шахматной доске;
решать шахматные задачи;
записывать шахматные и шашечные парии;
решать ребусы, связанные с шахматами и
шашками.
8
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
См. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
2.2. У словии реализации программы.
Программа рассчитана на детей и подростков 2-9 классов. Срок реализации
программы - 1 год.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 2 часа, всего
144 часа в год.
Количество детей в группе: 15 человек
Форма организации детей на занятии: игровая, индивидуально-игровая, в
парах.
Форма
проведения
занятий:
практическое,
комбинированное,
соревновательное.
Формы отслеживания и фиксации
грамота, протокол соревнований, фото.
образовательных
результатов:
Методическое обеспечение
Занятия по шашкам начинаются после окончания уроков, исходя из этого
необходимо тщательно подбирать упражнения для первой (подготовительной)
части урока. Чтобы подготовить организм занимающихся к предстоящей
умственной работе, в этой части урока, я буду включать легкодозируемые,
короткие и несложные технически упражнения, не требующие длинных
объяснений, проводимые живо и весело. Это объяснение и изучение различных
ходов и простых комбинаций. В первой половине основной части урока решаются
задачи разносторонней общей и специальной подготовки. Поэтому все упражнения
необходимо выполнять одновременно всей группой. Это ведет к успешному
овладению сложными техническими навыками. Во второй половине основной
части урока изучаются и совершенствуются владения основами игры в шашки,
изучаются основы дебюта и эндшпиля. В заключительной части урока постепенно
снижается умственная нагрузка и подводятся итоги проделанной работы.
Необходимо указать на основные ошибки занимающихся и похвалить некоторых
способных учеников.
2.3. Формы аттестации.
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью наблюдения
(текущий контроль).
Формы предъявления и демо1-1страиии обра:ювателы-1ых резулыпатов: соревнование.
Техника 11пра::нс1-1е1-1ий игры по шашкам включает в себя проявление
индивидуальных способностей занимающихся как в стандартных, так и в
непредвиденных комбинациях. Следовательно, на занятиях большое внимание будет
уделяться:
1. Организационные занятия.
2. Шахматный, шашечный кодекс.
3. Исторический обзор шашек, шахмат.
4. Дебют.
5. Миттельшпиль.
6. Эндшпиль.
7. Беседы о физической подготовке и тренировке шахматистов и шашистов.
9
8.
9.
1 О.
11.
12.
13.
14.
Обзор шахматной литературы.
Квалификационные турниры.
Анализ партий и типовых позиций.
Сеанс одновременной игры.
Конкурс решателей задач.
Занятие по выравниванию знаний и умений.
Итоговое занятие.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
2. 7. Список литературы
Список литературы для обучающихся:
1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. - М.: Фи.С, 1965. -72 с.
2. Высоцкий В.М. "Косяк Саргина". Методическое пособие по русским шашкам. Центральный Московский шашечный клуб. - Москва, 1999. - 23 8 с.
3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. -М.: Детская литература, 1980.
4. Инна Весела, Иржи Веселы. Шахматный букварь. -М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
5. Об игре в шашки - начинающим и опытным игрокам [Электронный ресурс] \
http://www.slшsЬ.kivsem.гu/
Список литературы для учителя:
1. Агафонов В. П. Курс дебютов: Международные шашки. - М.: ФиС, 1988. -480 с.
2. Высоцкий В.М. "Косяк Саргина". Методическое пособие по русским шашкам. Центральный Московский шашечный клуб. - Москва, 1999. - 238 с.
3. А. Кандауров. Шашки в России [Электронный ресурс]/ https://www.sl1asl1ki.com/
4. lПахматы: практика и теория [Электронный ресурс]/ l1ttp://cЬessplay.narod.rн/
5. Шахматные комбинации [Электронный ресурс]/ Ьttp://wvvw.c}1essгati11g.nal'Od.пi/
10