УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
l\1УНИЦИПАЛI>НАЯ J;IOД)KETIIAЯ ОБРАЗОВАТЕЛI")НАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ЕНТР ЕТСКОГО ТВОРЧ.ЕСТВА 11. ЯГО. НОЕ»
686230, Магаданская область, п. Ягодное, ул. Школьияс д. 9, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-Зi-54
E-rnail: 1Y.O.r.,·!1iestvo@mail.rн
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете
· Т п. Ягодное»
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
юповаМ.Д./
Протокол № Ьот «,l{» Jtto-tt.~:..-202G,
--t",r,,.L
202,fr
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБU~ЕОБРАЗОВАТЕJТhНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Формирование основ дорожной безопасности»
(наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: 5- 7 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Мокров Борис Николаевич
(должность, Ф.ИО.)
шт. Ягодное, Магаданская область
2025 г.
Введение
Но~мативно-правовая база
,___.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
содержание
Раздел 1. «Комплекс основных харак1еристик образования»
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Содержание программы.
Планируемые результаты.
2.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
__условий»
2.1.
Календарный учебный график.
Условия реализации программы.
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
Список литературы
Приложение NC? 1 «Календарный учебный график»
3
4
4
4
5
6
6
7
7
9
9
10
11
2
Нормативно-правовая база
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций".
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от 01 января 2021 г.
Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7
мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».
3
Раздел 1. «Комплекс основных харак:теристик образования»
1.1. Понсни:тсльная записка
Новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от
современной школы социально активной личности, уважающей закон и правопорядок,
соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, уважающей других людей,
умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов. Данные требования становятся всё более актуальными:
сейчас, в эпоху глобализации мира и больших миграционных потоков. Поэтому, наряду с
формированием российской гражданской идентичности и патриотизма к требуемым
результатам выполнения образовательной программы относится «сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире».
Обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных
организациях правилам безопасного поведения на дорогах является сложной и трудной
задачей для педагогов.
На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» в образовательной области «Социально-I<оммуникативное
развитие» в разделе «Формирование основ безопасности», под редакцией Н.Е. Вершссы,
Т.С. Комаровой, и М.А. Васильевой разработан вариативный модуль по обучению детей
правилам безопасного поведения на дорогах. В соответствии с целевыми ориентирами
дошкольного образования примерной программы занятие по формированию у детей основ
безопасного поведения.
Актуалыюсть программы сроком реализации на 1 год. и рассчитанной для детей 57 лет обусловлена необходимостью формирования навыков знания ПДД у детей.
Это связано с тем, что детский травматизм при несоблюдении правил дорожного
движения остаётся одной из самых болезненных проблем в наше время.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция
на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание
постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в
частности, на улицах.
1.2. Цели и задачи программы
1.
Освоение детьми теоретических знаний о транспорте, светофоре, о правилах
безопасного поведения на улицах.
2.
Формирование практических навыков на прогулах, экскурсиях, в играх, в
повседневной жизни.
3.
Развитие
таких
личностных
качеств,
как
самостоятельность,
ответственность, активность, дисциплинированность.
4.
Развитие внимания, речи, мышления, произвольного восприятия.
1.3. Содержание программы
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1.
4
1
Ориентировка в окружающем
пространстве
4
-·-
-
2
2
Беседа
~-----
2
Проезжая часть дороги
8
4
4
Опрос, активность на
занятиях
3
!Элемент дороги: тротуар
4
2
2
Опрос, активность на
занятиях
4
Пешеходный переход
10
5
5
5
Светофор, типы светофоров и их
значение
Опрос, активность на
занятиях
6
3
j
"
Опрос, активность на
занятиях
6
Вначение сигналов светофора
8
4
4
7
Dегулируемый пешеходный
!переход
Опрос, активность на
занятиях
12
6
6
8
Правила безопасного перехода
щерез дорогу
Опрос, активность на
занятиях
12
6
6
Опрос, активность на
занятиях
9
Знакомство с работой водителя
8
4
4
Опрос, активность на
занятиях Контрольное
72
36
36
ИТОГО:
занятие
1.4. Планируемые результаты
1. Образовательные:
•
•
•
•
•
овладение базовыми правилами поведения на дороге;
анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
развитие творческих способностей;
формирование устойчивого познавательного интереса.
2. Воспитательные:
•
•
формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
3. Социальные:
•
•
формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
5
Раздел 2. «Компле1<:с организационно-педаrогическ:их условий»
2.1. l(алеидарпый учебный график.
См. Приложение No 1 «Календарный учебный график»
2.2. Условия реализации программы.
Для успешной реализации
материально-технические условия:
данной
программы
необходимы
следующие
1. Хорошо освещенное проветриваемое помещение с необходимым количеством
столов и стульев, площадь которого позволяет проводить подвижные игры; шкафы для
хранения методического и наглядного материала, специальной литературы, магнитная
доска,экран.
2. Технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, персональный
компьютер, велосипед, оборудование для обустройства полосы препятствий, для
фигурного вождения.
3. Материалы для декоративно-прикладного творчества (пластилин, цветная
бумага, альбом, клей, краски, фломастеры и др.)
4. Наглядные пособия.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходимо иметь:
- кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение:
- интерактивную доску;
- технические средства обучения (компьютеры, видео проектор, экран и другое
оборудование, необходимое для просмотра презентаций и видео материала по изучению
Правил дорожного движения, первой медицинской помощи, устройства автотранспорта и
др.);
- учебную площадку по безопасности дорожного движения ОУ, которая должна
удовлетворять требованием Государственных санитарно - эпидемиологических правил и
нормативов СанПИН 2.4 .2 1178-02.:
- технические средства регулирования (светофоры, жезл, свисток, конусы, стойки
для фигурного вождения, дорожные знаки);
- транспортные средства (велосипеды, самокаты);
- стационарные или переносные витрины (стенды).
Дида1п.ичес1.:ое обеспечение
1. Комплект видеофильмов
2. Комплекты агитационных и учебных плакатов («Ситуации-«ловушки»):
•
«Красный, желтый, зеленый»,
•
«Правила дорожного движения»,
•
«Виды ДТП»,
•
«Правила для велосипедистов»,
•
«Правила для пешеходов»,
•
«Правила для пассажиров»,
•
«Сигналы светофоров и регулировщиков»
•
«Первая медицинская помощь при перелома»
•
«Виды кровотечений»
•
«Алгоритм оказания медицинской помощи» и др.
3. Схемы:
•
дорог, перекрестков;
6
•
•
горизонтальной и вертикальной разметки;
различных ситуаций на перекрестке;
•
настольные схемы улиц и перекрестков;
•
устройства велосипеда;
•
устройства автомобиля;
•
тормозной путь транспорта.
4. Комплект дорожных знаков (на магните, на стойках).
5. Настольные игры по П,[Щ.
6. Стенды: «Дорожные знаки»
7. Стол-макет «Лерекрестrси и дороги» с набором макетов транспортных средств,
средств регулирования, дорожных знаков.
8. СD-диск с энциклопедией по ПДД, комплектом интерактивных плакатов и с
билетами электронного экзаменатора по теме.
2.3. Фоr}мы аттестацва.
Входной контроль: беседа.
Текущий контроль: опрос, активность на занятиях.
Итоговый контроль: контрольное занятие.
2.4. Оценочные материалы.
Вопросы для устного опроса:
1. Сколько колес у легкового автомобиля? ( 4)
2. Скольно человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
3. Кто ходит по тротуару? (пешеход)
4. Кто управляет автомобилем? (Водитель)
5. Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
6. Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
7. По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)
8. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного
движения? (Авария или ДТП)
9. Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
10. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)
1 1. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
12. Сколько сигналов у светофора? (Три)
13. На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)
14. Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)
15. Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу
транспорту)
16. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(«Скорая помощь», «Пожарная», «Полицейская» машины)
17. Что держит в руке инспектор ГИБДД? ( Жезл)
18. Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской
площадке)
19. Какой свет нижний на светофоре? (зелёный)
20. Какой свет средний на светофоре? (жёлтый)
21. Почему светофор называют другом на дороге? (Светофор регулирует движение на
дороге. Он помогает пешеходам и водителям соблюдать ПДД)
22. Кого называют «пассажир»?
23. Кого называют «пешеход»?
24. Что такое дорога?
25. Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а так же тротуар, обочина,
разделительная полоса
7
26. Что такое тротуар?
27. Тротуар - это часть дороги, по которой ходят люди. Он находится рядом с
проезжей частью и отделён бордюром или отделёи от неё газоном.
28. Где можно переходить улицу?
29. Улицу можно переходить в специальных местах -пешеходных переходах.
30. Кто управляет машиной?
31. Машиной управляет водитель, который должен знать ПДД и устройство машины.
Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными
знаками и пешеходами.
32. Какие бывают светофоры?
33. Светофоры бывают для машин и пешеходов, автобусов, трамваев и т.д.
34. Какие сигналы подаёт светофор для пешеходов? Светофор для пешеходов подаёт
два сигнала: красный - стой, зелёный - иди.
35. Вы сели в машину. Что должны сделать родители или вы сами перед тем как
автомобиль тронется? Обязательно пристегнуться ремнём безопасности.
36. С какой стороны (спереди/сзади) обходят автобус?
37. С какой стороны (спереди/ сзади) обходят трамвай?
38. Где можно перейти дорогу, если нет пешеходного перехода?
39. Где хорошо просматривается дорога
40. Назовите знаки круглой формы, с красной каемочкой? Что они обозначают?
«Запрещающие знаки»; Они запрещают движение пешеходов в неположенном
месте, движение на велосипедах ит.д.
41. Назовите, что обозначают знаки треугольной формы с красной каемоч1<0й? (Это
знаки предупреждающие: они предупреждают водителя о скользкой дороге, о том,
что впереди пешеходный переход, что на дороге могут появиться дети).
42. Назовите, что обозначают знаки квадратной или круглой формы, голубого цвета? А
это знаки предписывающие: указывают направление движения, место остановки
автобуса, пешеходный переход, велосипедную дорожку.
43. Назовите, что обозначают знаки прямоугольной формы голубого цвета. На них
белый квадрат с соответствующим рисунком? Есть знаки сервиса: они укажут
водителю, где находится пункт первой медицинской помощи, телефон, пункт
питания, гостиница, пост ДПС.
44. Назовите, что обозначают знаки синие с белым квадратом внутри. На квадрат
нанесен рисунок? Еще есть знаки особых предписаний: Они укажут пассажирам и
водителям, где место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая, легковых такси.
45. Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?
46. иметь на одежде светоотражатели.
47. На каком расстоянии заметен в ближнем свете фар человек, на одежде которого
есть светооражатели?
48. На расстоянии до 100 метров.
49. Почему при переходе дороги ребенка нельзя везти на санках, а надо взять его за
руку и так переходить дорогу?
50. При переходе дороги санки могут опрокинуться.
51. Кому надо выходить первому из автобуса взрослому или ребенку?
52. Первым надо выходить из автобуса взрослому и принимать ребенка на руки. Если
пустить ребенка вперед себя, то он может побежать переходить дорогу.
53. Почему нежелательно, чтобы маленький ребенок переходил дорогу с мячом в руке,
даже если вы его держите за руку?
54. Мяч может выскользнуть из рук ребенка и покатится по дороге, а ребенок сделает
рывок и побежит за мячом.
55. Почему на остановке транспорта следует держать за руку ребенка?
8
56. Зона остановки - опасная зона. Пассажиры, которые всегда торопятся, не заметив
ребенка просто подтолкнут его под колеса автобуса (ребенок не в силах сдержать
натиск пассажиров).
57. Кто сидит рядом с водителем? (Пассажир)
58. Кто стоит на перекрестках с жезлом? (Регулировщик)
59. Что бывает пешеходным и подземным? (Переход)
60. Если горит красный свет? (Стой)
61. Часть дороги, где ходят только пешеходы? Пешеходная дорожка
62. Когда темно, что освещает дорогу? (Фонари)
63. Общественный транспорт? (Автобус)
64. Что такое «зебра»?
65. Назовите виды транспорта.
66. Назовите части машины.
67. Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?
68. Где люди ждут транспорт?
69. Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?
70. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
71. Где нужно ждать троллейбус, автобус?
72. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?
73. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?
74. Что такое регулируемый перекрёстоI
75. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?
76. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?
77. Где на проезжей части можно переждать поток машин?
78. Что помогает регулировщику управлять движением?
79. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
80. Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?
81. Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, желтому,
зелёному сигналам светофора.
2.5. Методические материалы.
Формы и методы организации занятий
Занятия с обучающимися проводится с использованием I<омпыотера, плакатов,
дидактического материала. Очень важную роль играет принцип наглядности при
обучении:. Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю по 1 академическому
часу, всего за год - 72 часа. Группы формируются по возрастному принципу.
Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитатеш~ной работы.
1. 02.09.2024-посвяшение в пешехода
2. 03.09.2024- День солидарности в борьбе с терроризмом
3. 02.1 О .2024-День дороги в школу
4. 03.10.2024-День ходьбы
5. 10.11.2024-День сотрудника полиции
6. 17.11.2024-Всеми:рный день памяти жертв ДТП
7. 12.12.2024-День конституции РФ
8. 27.12.2024-День спасателя
9. 06.01 .2025- День технологий(о внедрении в обиход СИМ)
10. 09.01.2025-День благодарности правоохранительным органам
11. 12.02.2025-День сотрудника полиции общественной безопасности
12. 21.02.2025-День фельдшера(об оказании доврачебной помощи пострадавшим)
9
13. 22.03.2025-Международный день таксиста
14. 29.03.2025-День самопознания
15. 04.04.2025- День джипа 4на 4
16. 05.04.2025-День ходьбы на работу (безопасный маршрут)
17. 05.05.2025- день блаrославления велосипедов
18. 18.05.2025-Всемирньп1 день скандинавской ходьбы
2. 7 Список литературы
1. Правила дорожного движения с изменениями. 2024г.
2.Федеральные Законы Российской Федерации «О безопасности дорожного
движения».
3. Гальцова Е.А. Изучение правил
театрализованных занятий. Волгоград 2006г.
дорожного
движения.
Сценарий
4. «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей педагогов, родителей
Всероссийский ежемесячник М. «Молодая гвардия»
5. «Основы
материалы
1-11 кл. безопасности жизнедеятельности».
Программно-
методические
6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка
тетрадь для 3-го класса -М.: Издательский дом Третий Рим, 2005.
7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое
пособие -М.: Издательский дом Третий Рим, 2005.
8. Шумилова В.В. Таркова Е.Ф. Профилаюика детского дорожно-транспортного
травматизма в начальной и средней школе. Волгоград .2006 r.
9. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного
движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова.
1 О. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А.
Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10