ДООП Тайм Декор 2025

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНАЯБIОДЛ(ЕТНАЯОБРАЗОВАТЕЛI>НАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область, n. Ягодное, ул. Школьная д. 9, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-mail: tvorcl1iestvo@mail.ru

РАССМОТРЕНО:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное».
Протокол № ..!J_ от

>
(наименование программы)

Уровень программы: ~
б~
а~
зо~вс..сь_п--''i--_
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: _7~-9--'-'-л-'еr."""'п~--­
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: _
о_ч_
на_я
_
Вид программы: модифицированная

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Мирончак Марина Анатольевна
(должность, Ф.И.О)

пгт. Ягодное, Магаданская область
2025 г.

Содержание
Нормативно-правовая база

3

1.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»

4

1.1.

Пояснительная записка.

4

1.2.

Цели и задачи.

5

1.3.

Отличительные особенности программы.

5

1.4.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

5

1.5.

Содержание программы.

6

1.6.

Планируемые результаты.

9

2.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

11

2.1.

Календарный учебный график.

11

2.2.

Условия реализации программы.

11

2.3.

Формы аттестации.

11

2.4.

Методические материалы.

11

2.5.

Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.

14

2.6.

Список литературы

19

2.8.

Материально-техническое обеспечение

19

Приложение № 1. Календарный учебный график.

20

2

1.
2.

3.
4.

Нормативно-правовая база
Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении
методических рекомендаций".
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от О 1 января 2021 г.
7. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей

(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. No 467)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно­
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая
2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое
жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и
фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие
творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как
одно из приоритетных направлений в педагогике. На одно из первых мест в образовании
выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих
способностей, что является катализатором усвоения новой информации, ускоряет
творческую переработку и генерацию еще более новых и полезных идей.
Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий
возможность раскрыть свои способности любому человеку.
Лепка,
аппликация, работа с соленым тестом, бумагой и декоративными
материалами - все эти виды народного рукоделия приобщают ребят к многонациональной
культуре нашей страны и всего мира.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного
единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития
учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной
культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к
труду.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе
решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества
технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора
для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и
возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное
воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия
для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций
своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об
эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами
привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков
программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и
развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
4

классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно­
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Актуальность
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития
творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой
деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой
деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на
овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с
разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы
и дома.

1.2. Цели: и задачи программы
Цель: формирование у детей художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности,
овладение образным языком декоративно - прикладного искусства, знакомствл с основами
художественной обработки декоративных и текстильных материалов.
Задачи программы:
•
обучить технологиям работы с различными материалами в различных
техниках декоративно-прикладного искусства ( поделки из бумаги, ткани.теста,
аппликация, скрапбукинг), попутно развивая мелкую моторику у детей;
•
способствовать развитию творчества и созданию учащимися предметов
декоративно- прикладного искусства на основе знакомства с изделиями декоративно­
прикладного искусства;
•
создать условия для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
•
воспитать эстетический и художественный вкус, научить работать на
высоком художественном уровне;
•
воспитать стремление к разумной организации творческой работы;
•
привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,
стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к
вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему;
•
раскрыть для учащихся красоту и значимость народного искусства в сфере
современного декоративно-прикладного искусства;
•
развить эстетическое восприятие художественных образов;
•
развить художественно-творческие способности в продуктивных видах
детской деятельности.
1.3. Отличительные особенности программы
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении
предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его
возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала
младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик
всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может
заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами
и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям
с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других
учебных предметах. Программа должна помочь стимулировать развитие учащихся путем
тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности
каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения
личности ребенка.
5

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно­
моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей
(особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно
влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за
развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем
предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги,
изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее
влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия

движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической
деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость,
скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 1 О лет. Поэтому занятия
по программе дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия
воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной
активности, речи, воли, чувств.
1.4. Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных
техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным
материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ
педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми,
рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся,
подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в
качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особен=ности
Дети 7-9 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее
значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии
взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата
эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная
потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную
общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и
для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая,
драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация
ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего
школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с
окружающими взрослыми.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не только на обучение
азам рукодельных искусств, но на достижение ребёнком такого уровня, который позволит
ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не
используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.
1.5. Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ,
основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся
6

практическая
деятельность
основана на изготовлении изделий.
Программой
предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию
умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению
художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в
процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда,
санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного
отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных
изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Однако, вся
деятельность преследует основную цель: удовлетворение желаний ребенка творить в
любых техниках и получать за свое творчество моральное удовлетворение в виде
похвалы, побед и грамот.
Программа состоит из 5 блоков.
1.
Работа с бросовым материалом (поделки из СD-дисков, пластика,
пенопласта и др.).
Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий.
Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой.
Для того чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти
в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти у себя в бытовых
твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Яичные контейнеры, скорлупа,
пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и
многое
другое
являются
прекрасным,
бесплатным
поделочным
материалом. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает
детей к творчеству; предусматривает развитие навыков ручного труда; развивает
творческое
воображение
и
конструктивное
мышление;
знакомит
с
приёмами работы различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с
которым в данный момент работают; учит осторожному обращению с ними; способствует
развитию координации движений пальцев; развивает мелкую моторику пальцев;
воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети
знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и
умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий,
использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и
этот этап работы руководитель берёт на себя.
Таким образом, поделки из бросового материала помогут деткам ценить каждую
мелочь. И главное - вклю чать свое воображение и фантазию относительно того, как
можно использовать тот или иной бросовый материал.
При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей.
2.
Бумагопластика и пейп-арт - поделки из салфеток.
Пейп-Арт - это удивительная технология изготовления игрушек, композиций из
бумаги и салфеток, декорирование разнообразных предметов.
Пейп-арт помогает
руководителю кружка показать детям один из путей самореализации в творческой
деятельности, в формировании познавательной и коммуникативной активности. Кроме
того, изготовление игрушек, композиций из салфеток - прекрасное упражнение для
развития мелкой моторики пальцев.
Бумагопластика - это техника создания бумажных композиций. Бумага по праву
является одним из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. С
изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.
Допускается использование бумаги различной по толщине, фактуре, цвету, текстуре. Для
аппликации используют цветную бумагу, бархатную, картон.

7

При выполнении работ со складыванием, используют более тонкую писчую или цветную
бумагу. Картон, полукартон или плотная бумага чаще всего применяются для
изготовления различных конструкций.
Существуют различные типы изделий из бумаги:
•
изделия из полосок (квиллинг);
•
изделия в технике аппликации;
•
изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров;
•
изготовление макетов и конструкций.
Работа строится на имеющихся у детей навыках, полученных на занятиях
аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания,
симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Изготовление аппликации - достаточно лёгкое и очень интересное занятия для
детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей.
Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На
занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из различных фигур
за счёт приклеивания деталей к основному листу.
На занятиях дети могут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя
техники бумагокручения и бумагопластики.
Объектами: для изображения в этой технике может быть всё, что лепится из пластилина:
фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин,
архитектурные элементы, упаковки, макеты ...
3.
Ниткопластика и работа с тканью.
Понятие «Ниткопластнка» имеет два смысловых корня: «пластика» (греч. ваяние) это выразительность форм в графических и живописных изображениях, а «нитка»
подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной
техники заключается в создании любого предмета или картины с изображением
выпуклых, полуобъёмных объектов, сделанных из скрученных ниток. Ниткопластика
может быть доступна с трёхлетнего возраста.
Работа с тканью.
Из кусочков ткани можно сделать много нужных вещей: подставки, прихватки,
игольницы и ещё много всего, стоит чуть-чуть подумать. Но интереснее всего сделать
игрушку своими руками.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Она - один из самых давних видов
декоративно - прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз.
Игрушку любят все дети и взрослые.
Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом
развитии ребёнка, Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно
привлекательной. Вещь, над которой трудился, вкладывая в неё выдумку, фантазию и
любовь, особенно дорога ему.
Опыт показывает, что такие занятия с детьми открывают большие возможности для
развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют
детскую мысль.
4.
Тестопластика
Тестопластнка - декоративная лепка. Тестопластика - это отличный вид
развивающего искусства, который очень нравится детям. Солёное тесто - это самый
экономичный и безопасный: способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь
слепить из него можно всё что угодно. Тесто - доступный: всем, дешёвый и лёгкий в
применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и
лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного
высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого
размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.
8

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую
связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом - это, своего рода упражнения,
оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации,
тактильных ощущений детей.
Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста,
наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает
ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая
чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из началь ных форм художественного воспитания
детей. Всему, что так необходимо ребенку: воспитанию усидчивости, аккуратности,
терпению; развитию ловкости: рук и точности глазомера; овладению технологическими
операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе - поможет
тестопластика.
5.
Природный материал.

Природные материалы дают огромные возможности для творчества. Особенно
полезно заниматься таким рукоделием детям. В процессе творчества у них развивается
воображение, мышление, они приобретают новые навыки.
Яркие, разноцветные листья и цветы радуют нас каждый сезон, однако, они
способны дарить окружающим положительные эмоции круглый год. Из листьев и цветов
можно сделать красивые аппликации, достойно украшающие шкатулки, создать
красочный орнамент на столешнице или провести персональный дизайнерский
эксперимент. Из цветов и листьев создаются целые картины и панно, которые потом
займут свое почетное место в доме. Для работы используются сухие листья, травы и
цветы.
Дерево - красивый и податливый материал, с которым может научиться работать
любой. Начинать лучше всего с маленьких вещей: рамочки для фото, шкатулки и т.д.
Из натурального камня можно сделать огромное количество интересных вещей: от
красивого украшения до оригинального коврика.
Так как весь материал для работы относится к категории бросового, при его
подборе предъявляется определённые требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
1.6. Планируемые результаты

Данный курс обеспечивает сочетание результатов: предметных, метапредметных и
личностных освоения программы.
Личностные результаты отражаются в формировании:
•
широкой мотивационной основы художественно-творческой деятельности,
включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•
интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
•
устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования
технологий и материалов;
•
адекватном понимании причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
•
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•
выраженной познавательной мотивации;
9

•

•
•
•
•
•
•

устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметными результатами являются:
целеполагание на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять провести рефлексивный анализ качества усвоения изученного
материала;
владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
осознанное владение логическими действиями обобщения, установления аналогий и
классификации на основе самостоятельного выбора;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Предметными результатами являются умения :
•

•
•
•
•

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных

ошибок;
•

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
•
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
контролировать действия партнера;
•

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно­

творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
•
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
•
подводить под понятие;
•
устанавливать аналогии;
•
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.

10

Раздел 2. «Комплекс оргаиизационно-педагогичес1шх условий»
2.1. Календарный учебный график.

См. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
2.2. Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие
материально-технические условия:
1. Хорошо освещенное проветриваемое помещение с необходимым количеством
столов и стульев, площадь которого позволяет проводить подвижные игры; шкафы для
хранения методического и наглядного материала, специальной литературы, магнитная
доска, экран.
2. Технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, персональный
компьютер.
Методическое обеспечение
1. Учебные пособия:
Справочная литература.
Перечень сайтов.
2. Дидактические материалы:
Иллюстрации по различным темам.
3. Наглядные пособия:
Красочные плакаты
4. Методические материалы по темам программы:
• методические разработки занятий, проводимых в нетрадиционной форме
(викторин, страноведческих турниров, конкурсов, учебных дискусий и др.);
• сценарии тематических вечеров и праздников, приуроченных к различным
праздникам;
5. Аудиоматериалы:
Фонограммы музыкальных произведений.
6. Видеоматериалы:
Видеозаписи занятий, мероприятий и др.
2.3. Формы аттестации.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ,
составление фото-альбомов детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве
подарков для родителей, ветеранов, старшего поколения и т.д.

2.4. Методические материалы.

Уровень стартовый. Предполагает знакомство и использование основных видов
декоративно-прикладного творчества: работа с бумагой и картоном, тканью, пластилином,
основы работы с различными декоративными материалами (бисер, фетр и др.)
Срок реализации - 34 недели, форма обучения - очная с учащимися 1-2 классов во
второй половине дня.
Режим занятий 4 раза в неделю по 1 ч.
Наполняемость учебных групп - 15 учащихся.
Форма занятий - творческая мастерская. При такой форме организации занятий
создаются условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту
путем самостоятельного или коллективного открытия.
При организации занятий используются различные методы и приемы:
11

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами
выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов,
открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический
(самостоятельное
вьшолнение
детьми
декоративных
изделий,
использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый;
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения
проблемной ситуации в ход занятия);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение);
метод творческих проектов.
Наряду с традиционными занятиями проводятся занятия-игры, конкурсы и другие
формы, на которых используются словесные, наглядные, практические, логические,
эмоциональные, познавательные методы.
Формы и методы организации занятий
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на
каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ
конструкции: изделия и разработку технологического плана.
Используются следующие приемы и методы:
1. С целью повышения мотивации детей к выполнению предлагаемых в программе
заданий занятия организовываются в
увлекательной, необычной
форме, с
использованием игр.
2.

ходе каждого занятия проводятся динамические паузы, во время которых
выполняются упражнения на развитие и коррекцию двигательной сферы и мелкой
моторики.
3.

в

с

учетом особенностей коррекционно-развивающего воспитательно-образовательного
процесса на каждом занятии реализовывается организующая, направляющая,
разъясняющая и стимулирующая помощь для каждого ребёнка.
4. Четко определяется задача каждого занятия.
5. Подробно планируется трудовая деятельность детей на каждом ее этапе занятия.
6. Обязательно оценивается творческая рационализаторская деятельность детей (как сам
процесс, так и его результат, т.е. готовое изделие).
7. Работа, предлагаемая детям, должна быть интересной и понятной по содержанию, а
также важной для них. Тогда и процесс труда сопровождается эмоциональной
реакцией на все, что делают дети. Такой положительный эмоциональный настрой
позволяет руководителю целенаправленно влиять не только на эстетическое, но и на
нравственное воспитание детей.
8. Для успешной реализации материала, для повышения эмоционально-положительного
настроя и снятия напряжения и усталости, в структуру занятия включаются
физические, так и психологические и специальные оздоровительные упражнения.
В вводной части -проводятся упражнения «мозговая гимнастика». Энергетические
упражнения и коммуникативные игры могут чередоваться.
Цель упражнений - эмоциональный настрой детей на занятие.
В основной части проводятся следующие упражнения:

12

•

Перед выполнением практических видов деятельности проводится пальчиковая
гимнастика для разминки мелкой моторики рук (длительность 2 мин.).
Цель: подготовить детей к выполнению ручной работы.
• На 20-25 минуте проводится комплекс физминутки в игровой сюжетной форме для
всего тела (длительность 2 мин.).
• На 30 минуте снижается активность зрения, устают руки, поэтому проводятся
упражнения для глаз и рук (длительность 2 мин.). Цель упражнений: снятие
статического напряжения рук, глаз, всего тела.
• В заключительной части занятие подводится итог и рефлексия.
Мозговая гимнастика
(упражнения для улучшения мозговой деятельности, длительность 2 мин.).
«Качания головой»
(упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и
уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока
при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую
линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки»
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает
устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки»
по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко
заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Вижу палец!»
указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть
на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6
секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец
двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Корригирующие упражнения для глаз.
«Маляры»
Движения глаз вверх - вниз. Плавно, 8-1 О раз
«Ходики»
Движения глаз вправо - влево. Плавно, 8-1 О раз
«Бабочка»
Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол - правый нижний
угол. Вверх по диагонали - левый верхний угол, левый нижний и т.д.
«Циферблат»
Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза
поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.
«Мотылек»
Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение. Дети моргают,
представляя, что их веки - это крылья мотылька
Упражнения для снятия глазного напряжения
Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и
расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
«Палец двоится»
(облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на
кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно
приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться.
Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»
глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
13

«Стрельба глазами»
двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо,
затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом»
(снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку,
пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Упражнения для рук
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и снятия усталости рук
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце
упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.
Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем
расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.

2.5. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
№п/

Тема

Техника

Программное содержание

п
1.

Подарки ко
Дню учителя,
Дню
пожилого
человека:
- открытки;
-рамки для
фотографий;
- панно.

Поделки из
природного
материала

2.

«Осенний
бум»:
- ежик;
- баба Яга;
- корзинка;
- избушка.

Поделки из
природного
материала

".

Подарки ко
Дню матери:
- открытки;
- сувениры

Бумагапласт
ика

.)

Обучение
различным
приемам
использования
человеком
природных
материалов. Формирование
представлений
о
композиции.
Обучение
видеть особенности формы
и цвета растений, творчески
воспринимать их, выполняя
предложенные
изображения.
Обучение
выполнению
поделки из природного
материала,
создавая
собственный
образ,
используя
элементы
декорирования.
Формирование умений и
навыков
работы
с
природными материалами.
Обучение анализу изделия
с
целью
выделения
признаков, контролю всего
процесса
и
результата
деятельности.
Обучение различным
приёмам работы с бумагой
и другим материалом,
умению следовать устным
инструкциям, оперировать

Оборудов
ание
Картон,

Дата
проведе

Кол-во
часов

ния
сентябрь

13

Природн
ый
материал,
клей,
Бросовый
ериал,
ножницы.

октябрь

15

Цветная
бумага,
клей,

ноябрь

16

ножницы,
клейкарандаш,
Природн
ый
материал,

нитки,
цветная
гуашь,

ножницы.

НОЖНИЦЫ.

понятиями,
обозначающими
пространственные
14

4.

«Скоро, скоро
Новый год»:
- елочки;
- новогодние
игрушки.

Поделки из
природного
материала
Поделки из
бросового
материала

5.

«Рождество
Христово»:
- ангелочки;
- сувениры

Тестопласти
ка

6.

«Мягкая
страна»:
- игольницы;
- сердечки;
- сумочка.

Работа с
тканью

характеристики. Развитие
мелкой моторики рук и
глазомера,
художественного вкуса и
творческих способностей.
Воспитание культуры
труда, коммуникативных
способностей детей.
Развитие
мотивации
к
творческой
деятельности. Обучение
использованию принципа
симметрии при выполнении
склеивания деталей, выбору
приемов
оформления
изделия,
выбору
материалов
для
изготовления
изделия,
исходя из его назначения.
Самостоятельно создавать
разные изделия на основе
данной
технологии.
Овладение
способностью
работать
с разЛИЧНЫ1\1И
материалами.

Развитие интереса к лепке
из
соленого
теста.
Знакомство со свойствами
материала.
Обучение
использованию сочетания
различных
форм
деятельности: аппликации,
рисования,
конструирования.
Лепка
предметов, состоящих ИЗ
нескольких
деталей
Развитие фантазии детей,
уделяя особое внимание
сюжетной лепке.
Формирование
у
детей
устойчивого
интереса
к конструкторской
деятельности,
совершенствование умения
изготовлять декоративные
кружки
из тканей,
совершенствование
изобретательности,
творческих способностей.
Воспитание аккуратности

Природн
ый
материал,
атласная
лента,
цветные
нитки,
пенопласт
овые
формы,
лента для
украшени
я, шарики
для
настольно
го
тенниса,
ткань,
ножницы.
Нитки,
ткань,
мешковин
а,клей,
ножницы,
соленое
тесто.

декабрь

16

январь

13

Фетр,
нитки,
бусины,
пуговицы,
атласная
лента,
цветная
бумага,
глазки,
цветной
картон,

февраль

8

15

7.

8.

9.

Подарки ко
Дню
защитника
Отечества:
- открытки;
- сувениры

«Международ
ный женский
день»:
- открытки;
- сувениры

«Светлый
праздник
Пасхи»:
- пасхальные
яйца;
- цыплята

Бумагапласт
ика,
бросовый
материал

в работе, умение оценивать
свою работу.

иглы,
ножницы.

Обучение детей различным
приёмам работы с бумагой
и другим материалом,
умению следовать устным
инструкциям,оперировать

Цветная
бумага,
клей,

понятиями,

нитки,

обозначающими
пространственные
характеристики. Развитие
мелкой моторики рук и
глазомера,
художественного вкуса и
творческих способностей.
Воспитание культуры
труда, коммуникативных
способностей детей.
Работа с
Развитие мотивации детей к
бумагой,
познанию, сохранению
тканью,
культуры; Обучение
бросовый
практическим умениям и
материал
навыкам в работе. Развитие
мелкой моторики пальцев и
координации движений
рук. Укрепление чувства
собственного достоинства и
умения слаженно работать
в коллективе. Развитие
уровня мышления,
внимания, художественной
памяти, способности к
пространственному
анализу. Развитие
творческого потенциала и
стремления работать
самостоятельно. Развитие
художественного вкуса,
чувства меры и такта.
Ниткопласти Знакомство детей с
ка,
нетрадиционной работой с
бросовый
нитью. Формирование
материал
умения и навыков работы с
нитью. Способствовать
развитию у ребенка: мелкой
моторики пальцев рук,
сенсорного восприятия,
глазомера, логического
мышления, воображения,
волевых качеств
(усидчивости, терпения,

февраль

8

март

16

апрель

8

ножницы,
фетр,
мешковин
а, зерна
кофе,

пуговицы.

Клей,

нитки,
бусины,

ножницы,
одноразов
ая посуда
(вилки),
кружева,
картон,
бусины.

Клей
канцелярс
кий,

нитки
цветные,
атласные
ленты,
цветная
гофриров
анная
бумага,
крупы,
16

10.

Подарки ко
Дню
космонавтики

Поделки из
СD-дисков

- подставка
для
карандашей;
- звезды.

11.

«Впереди
шагает Май»:
- цветы
крокусы;
- гиацинт в
горшочке.

Бумагапласт

юса

умения доводить работу до глазки,
конца и т.п.). Воспитывать
цветной
эмоционально-ценностное
картон,
отношение к
ножницы.
окружающему,
способствовать
формированию
эстетического вкуса.
Развивать творческие
способности ребенка.
Формировать у детей
умения трудиться в
коллективе, помогать друг
другу, обращаться за
помощью к сверстникам,
радоваться совместным
_успехам.
Знакомство с техникой
CDизготовления поделок из
диски,
СD-дисков. Техника
клей,
безопасности при работе с
ножницы,
ножницами. Выполнение
проволок
героев из :мультфильмов.
а цветная.
Развивать творческое
воображение, фантазию
ребёнка, мелкую моторику
рук. Воспитывать
аккуратность и усидчивость
при создании поделки.
Знакомство с моделями
Цветная
поделок из мятой,
бумага,
гофрированной бумаги и
клей,
этапами изготовления.
ножницы,
Формировать умения
проволок
самостоятельно находить
а,
решения технических и
цветные
художественных задач,
салфетки,
отвечающих заданному
ленты.
условию, в построении
композиции произведений
декоративно-прикладного
характера. Развивать
любознательность,
воображение, творческое,
техническое и
художественное мышления,
умение следовать устным
инструкциям. Воспитывать
любовь к близким людям,
развивать способность
видеть красоту природы.
Воспитывать у ребят

апрель

9

май

4

17

12.

13.

Подарки ко
Дню Победы:
- открытки;
- подставки
под кружки.

«Летняя
симфония»:
- птица
счастья;
- солнце;
- болотные

лилии.

Бумагапласт
ика,поделки

из
природного
материала

Пейп-арт,
ниткопласти
ка,
поделки из
бросового
материала

чувство аккуратности и
бережливости во время
выполнения
работы. Корригировать и
развивать мелкую моторику
кистей рук (формировать
ручную умелость,
соразмерность движений).
Знакомство
с
этапами
выполнения
творческого
проекта.
Обучение
изготовлению
и
декорированию подставок
под
горячее.
Развитие
фантазии, воображения и
мелкой
моторики.
Воспитание усидчивости и
аккуратности.
Знакомство с техникой
пейп-арт.
Научить скатывать

жгутики и
шарики из салфеток.
Развивать творчество,
фантазию. Развивать
мелкую моторику,
усидчивость.
Учить продумывать
готовый образ, закреплять
навыки работы с
бумагой, картоном,
бросовым материалом.
Знакомить с основами
знаний в области

Картон,
зерна
кофе,
клей,
тесьма,
прищепки

май

4

май

5

,
георгиевс
кая лента,
цветная
бумага.
Цветные
салфетки,
клей,
цветные

нитки,
атласные
ленты,

ножницы,
глазки,
бросовый
материал

композиции,
формообразования,
цветоведения и
декоративно-прикладного
искусства. Продолжать
формировать образное,
пространственное
мышление и
умение выразить свою
мысль с
помощью эскиза, рисунка,
объемных форм.
Совершенствовать умения
и формировать навыки
работы нужными
инструментами и
приспособлениями при
18

обработке бумаги и других
материалов. Приобретать
навыки учебноисследовательской работы.
Всего
136

2.6. Список литературы
1.Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения
образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
2.Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия, 2000.
3.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Кн. дом «Университет», 2000.
4.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие
для студентов высших педагогических учебных заведений, 2008.
5.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.- М.: Просвещение, 2007. - 158с.
6.Сайт Страна Мастеров

2.7.Материально-техническое обеспечение
•
•
•
•

Методическая литература;
Ноутбук или персональный компьютер.
Портатиная колонка.
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации,
видеоролики.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».