ДООП Риторика 2025

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

мэ-вициш.яънхя БIОДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТJ> ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯТОДНОЕ»
686230, Магаданскаа область, n. Ягодное, уд. Школьная д. 9, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-шail: tvo1·ctiiestvo(a)шaiJ.1·u

РАССМОТРЕНО:

на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол № _Гот <> с l !N[,c202f;.

Приказ

ДОПОЛI-IИТЕЛЬI-IАЯ ОБlЦЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Риторика»
(наименование программы)

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 года

Возрастная категория: 9-15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования
Юфимова Наталья Олеговна
(должность. Ф. И. 0.)

пгт, Ягодное, Магаданская область
2025 г.

с одержание
Введение
НоRмативно-правовая база
1.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
2.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации,
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
2.7. Список литературы
2.8. Приложение № 1 «Календарный учебный график»

3
4

5
5
6
8
8

8
9
9

13
16
16

17

2

Нормативно-правовая база
Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении
методических рекомендаций".
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от О 1 января 2021 г.
7. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-­
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая
2020 r. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка

Развитие связной и грамотной речи - длительный и сложный процесс. Как правило, он
приходится на период обучения ребенка в дошкольных и общеобразовательных
учреждениях (реже - в семье), программа которых, к сожалению, не располагает
достаточным количеством часов, необходимых для совершенствования навыков.
Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным
фактором, определяющим развитие человека. Она способствует становлению психики,
развитию интеллекта, и, что не менее важно, успешной социализации. Впоследствии, чтобы
произвести благоприятное впечатление на окружающих, расширить круг общения,
добиться успеха и в целом адаптироваться в обществе, необходимо уметь говорить.
Говорить грамотно, мотивированно, убедительно. Таким образом, успешность человека, его
уверенность в себе напрямую зависят от того, насколько убедительна его речь. В этом
состоит инновационность подхода к преподаванию ригорики.
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации
поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета
филологического цикла - научить речи, развивать ксммуникативные умении,
научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать
различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не
учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного
образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют
лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в
школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как
инновационный, практика-ориентированный предмет помогает решать задачи
формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет
способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального
состава российского общества».
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Рассчитана на детей 915 лет. К 11-12 годам у них уже развиты элементарные навыки устной и письменной
работы. Постепенно, в процессе работы, качество письменной речи улучшается: от
способности к изложению материала до самостоятельного сочинения на заданную или
произвольную темы. Особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло
читать до способности пересказывать, декламировать с учетом всех требований,
предъявляемых к художественному чтению. Благодаря использованию различных форм и
методов, соответствующих задачам курса, программа по риторике способствует развитию и
совершенствованию этих способностей. Существенные изменения происходят и в развитии
монологической речи. К концу второго-третьего годов обучения учащиеся способны
самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли,
аргументированно доказывать свою точку зрения. Активно развиваются творческие
способности, что позволяет снять напряжение, устранить внутренний конфликт. В
конечном результате, это помогает сформировать индивидуальный стиль поведения,
адекватный для конкретной коммуникативной ситуации. Занятия по риторике
способствуют также преодолению эмоционального дискомфорта, который испытывают
подростки, находящиеся в состоянии постоянного поиска своего места в обществе,
определения в нем своей роли. Овладевая в процессе обучения навыками успешного
общения, учащиеся приобретают уверенность в себе. Их самооценка заметно повышается.
4

Актуальность программы. Курс риторики, как дополнительной дисциплины, дает

широкие возможности для реализации природных способностей, творческих замыслов,
потребности в общении; способствует повышению уровня речевого развития учащихся,
культуры поведения.
Целенаправленная подготовка к участию в окружных и городских мероприятиях
(конкурсах чтецов, концертах), предусмотренная программой, также является важной
составляющей творческого развития ребенка; способствует повышению самооценки,
преодолению страха перед малознакомой аудиторией.
1.2. Цели и задачи программы

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Цель программы --- развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих
успешной социализации детей.
Задачи, направленные на воспитание:
воспитание духовной культуры;
выполнение правил речевого этикета в процессе общения;
реализация индивидуальности учащегося в речи;
образование:
овладение практическими знаниями, умениями и навыками связной, грамотной речи;
знакомство со спецификой устной речи и психолингвистическими условиями
взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);
формирование потребности постоянного совершенствования речевой деятельности,
оказание помощи в выработке собственного стиля общения и поведения.
развитие:
развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
развитие эстетического восприятия окружающего мира и эмоционального отношения к
нему;
здоровье сбережение:
укрепление дыхательной системы.
1.3. Содержание программы
1. Вводное занятие (2ч.):

- Знакомство с работой детского объединения.
- Диагностирование способностей учащихся.
2. Первый блок - «Голосоведение» (14ч.):

- Артикуляционная гимнастика.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Работа над дикцией.
- Дыхательные упражнения.
- Повторение.
3. Второй блок - «Проба пера» (74ч.):

- Сочинение сказки по заданному началу и концу.
- Бывальщина и небывальщина.
- Прямое и переносное значения слова. Тропы.
- Выразительное чтение стихотворений.
- Инсценированное исполнение частушек и песен.
- Невербальные средства общения.
- Текст. Типы текста.
- Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование.
- Повторение.
5

4. Третий блок- «Этика общения» (14ч.):
- Культура общения. Речевой этикет.
- Работа «малой лаборатории».
- Одиночные и парные этюды.
- Похвала, лесть, комплимент.
- Веселый рассказ. Анекдот.
- Повторение.
5. Четвертый блок - «Оратория» (38ч.):
- История риторики. Современная риторика. Предварительное тестирование учащихся.
- Способы понравиться себе и другим. Основы «имиджелогии».
- Речевая ситуация. Монолог. Диалог.
- Коммуникативная система.
- Работа «малой лаборатории».
- Составление плана, подбор тезисов к выступлению.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Работа над выступлениями на свободную и заданную темы.
- Импровизирование.
- Экскурсия.
- Итоговое тестирование.
- Праздник «Заходите к нам на огонек ... ».

1.4. Планируемые результаты
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения
достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
- на уровне личностных результатов
«овладение начальными навыками
адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и
личной ответственности 3а свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»;
«развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
- на уровне метапредметных результатов - «овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими
действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
<... > построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог,
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий»; «< ... > готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики
и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления
информации для< ... > решения учебных и практических задач» и т.д.;
-- на уровне результатов в предметной области «Филологию> - «овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению
задач, которые ставятся новым: стандартом при обучении русскому языку и литературному

чтению.
6

Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися
постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.

Охарактеризуем эти результаты для 1---4-ro классов.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Риторика» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознаватъ
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
-- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения
при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости,
некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
- уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия,
прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания,
благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать
заголовки к маленьким текстам;
-- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений,
рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях
общения.

7

Раздел 2. «Комплекс организациою-ю-педагогичес101х условий»
2.1. Калеидарный учебный график,

См. Приложение № 1 «Календарный учебный график»
2.2. Условия реализации программы.
Форма и режим занятий

Форма занятий - групповая, возможна работа по подгруппам. Группы формируются
по возрастному признаку и после предварительного собеседования.
Программа предназначена для детей 9-15 лет и рассчитана наl год обучения ( 144
часа) обучения:
Занятия проводятся 4 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 1 час
(академический). Возможно объединение в одну разновозрастную группу.
Формы и методы организации занятий

Занятия с обучающимися проводится с использованием компьютера, плакатов,
дидактического материала, карт. Очень важную роль играет принцип наглядности при
обучении иностранному языку. Он стимулирует восприятие звучащей иностранной речи и
создание смысловых образов, присущих носителям языка. Все средства наглядности
(вербальные, иллюстративные, а так же жесты), которые использует педагог, создают
эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в
памяти учащихся тот смысл, который нужно им передать или воспринять. К аутентичным
материалам, используемым с ориентацией на современную действительность и
общеизвестность носителям языка, можно отнести вырезки из газет или журналов,
рекламные проспекты, справочники с иллюстрациями, карты, планы городов, предметы
обихода, письма, открытки и многое другое. Из арсенала аутентичных материалов
выделяются в отдельную группу тексты, диалоги и так далее, которые сообщают новую
информацию о странах изучаемого языка.
В работе с лексикой часто использую метод ассоциативных связей «МпшМар»
(«Карта памяти») разработанный Т. Бузан, относящийся к технологии критического
мышления. Вовлечение обучающихся в процесс критического мышления позволяет
ученикам получить большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его
результатов. Учащиеся самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи,
используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни,
творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к
мнению других.
Работа в парах развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность,
ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. В конце
работы виден практический результат, то есть насколько понят и усвоен материал каждым
обучающимся.
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительных
для обучающегося. Различные творческие задания будут способствовать развитию
воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучающимся
придется собирать материал, работать с электронными источниками информации,
словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом
занятии ребята добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный
материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной.
Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При
помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать
8

речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика.
Обучающиеся сразу учатся говорить правильно.
Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, физической и других видов деятельности.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание
тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить и дополнять практические занятия
новыми приемами и т.д.).
2.3. Формы аттестации.
1. Входная диагностика (стартовая)
Беседа/блиц-опрос, речевая проба (1-2 минуты), самооценка коммуникативных
умений (чек-лист).
2. Текущий контроль
Устные ответы и практические речевые упражнения.
Мини-дебаты, дискуссии, ролевые игры/имитации.
Творческие задания: подготовка мини-речей, аргументация, сторителлинг.
Речевой дневник/портфолио, само- и взаимооценка.
Педагогическое наблюдение по чек-листам.
3. Промежуточная аттестация (по разделам/модулям)
Зачёт по теме: подготовленное выступление, диалог/интервью, импровизация.
Защита мини-проекта/презентации.
Тест/викторина по основам риторики и культуре речи.
Анализ и редактирование текстов.
Оценка портфолио достижений.
5. Итоговая аттестация
Публичное итоговое выступление (для 9-11 лет 2--4 мин., для 12-15 лет 4-7 мин.) в
формате информационной/убеждающей/торжественной речи.
Дебатный турнир/ораторский конкурс или открытое занятие.
Защита индивидуального или группового проекта.
Презентация и защита портфолио.
Итоговый зачет (зачет/незачет либо уровневое оценивание) с сопоставлением
результатов «вход-выход».
6. Фиксация результатов :и критерии
Чек-листы/рубрики, листы наблюдений, видеозапись выступлений, отзывы
экспертов и самоанализ.
Критерии: содержание и логика, структура, аргументация, культура речи, техника
речи (дикция, темп, паузы), контакт с аудиторией и этика общения.
2.4. Оценочные материалы.
1. Цели и принципы оцевивания
• Цели: определить исходный уровень обучающихся, отследить динамику,
зафиксировать достижения по итогам обучения.
• Принципы: прозрачность критериев, возрастная адекватность, сочетание
самооценки, взаимооценки и экспертной оценки педагога; приоритет практических
речевых умений; учет индивидуального прогресса.

2. Объекты оценивания
• Речевые умения: построение и структура высказывания, аргументация, работа с
•

вопросами и возражениями.
Культура речи: точность и уместность, соблюдение норм.

9

Техника речи и невербальная коммуникация: дикция, темп, паузы, дыхание,
контакт с аудиторией, жесты.
• Коммувикативное взаимодействие: слушание, этика общения, командная работа
(в дискуссиях/проектах).
3. Формь..1, периодичиость 11. порядок проведения аттестации
• Входная диагностика (стартовая): 1 раз в начале обучения (1-2 занятие). Задачи:
фиксация «точки входа», планирование индивидуальных траекторий.
• Текущий контроль: систематически на каждом/через занятие (мини-выступления,
практикумы, дискуссии), педнаблюдение по чек-листам.
• Промежуточная
аттестация:
по
завершении
крупных
тем/модулей
(ориентировочно 1 раз в четверть/полугодие). Формы: подготовленное выступление,
мини-дебаты, защита мини-проекта, тематический тест.
• Итоговая аттесгацня: в конце программы. Формы: итоговое публичное
выступление, дебатный зачет или защита проекта.
• Портфолио достижений: ведется в течение всего курса; предъявляется на
промежуточной/итоговой аттестации.
Возрастные регламенты по времени
" 9-11 лет: импровизация 60-90 сек; подготовленное выступление 2-3 мин; итоговое
выступление 2-4 мин.
• 12---15 лет: импровизация 90-120 сек; подготовленное выступление 4-5 мин;
итоговое выступление 4--7 мин. Допускаются подсказки-план на карточке (до 30
слов) и простые визуальные опоры.
4. Критерии оценивания (унифицированные для всех форм)
" Содержание и логика: соответствие теме, ясный тезис, смысловая целостность.
• Структура: вступление - основная: часть - заключение; переходы, завершение.
" Аргументация: уместные примеры/факты; для 12--15 лет - корректные ссылки на
источники.
" Культура речи: точность, нормативность, выразительность без штампов и
«слов-паразитов».
• Техника речи и невербалика: дикция, темп, паузы, дыхание, взгляд, жесты.
" Взаимодействие с аудиторией/этика: слушание, ответы на вопросы, корректность
общения.
" Регламент и наглядность: соблюдение времени, уместность наглядных материалов.
5. Оценочные материалы (примеры и шаблоны)
•

5.1. Входная диагностика Рекомендуемые задания:
•
•

"
•

Импровизационная речь (временной регламент см. выше) по теме из списка.
Чтение вслух короткого текста (70-120 слов) с заданием на дикцию/интонирование.
Мини-тест {8----10 вопросов) по базовым понятиям риторики.
Самооценка по шкале 1----4.

Бланк входной диагностики
Входная диагностика «Риторика» (9-15 лет)

ФИО:

Дата:_._._

1. Импровизационная речь (тема:
---------~
- Содержание и логика (0--3): _
- Структура (0----3):
_
- Культура речи (0----3): -·-··-·- Техника речи и невербалика (0-3): __
- Регламент (0-1): _
Итого (макс. 16):
_
2. Чтение вслух
- Четкость/дикция (0-3):
_
10

- Интонация/паузы (0-3): _
- Темп/дыхание (0-3): _
Итого (макс. 9): ····-··-·
3. Мини-тест (из 1 О):
/10
4. Самооценка (среднее 1----4):
_
Комментарий педагога:
-------------Мини-тест (пример, 10 вопросов; ключ: 1В, 2В, 3:В, 4В, 5С, бВ, 7В, 8А., 9В, lOA)
1) Тезис----- это: А) примеры В) главная мысль С) шутка D) вывод
2) Аргумент---··- это: А) повтор В) доказательство С) вступление D) вопрос
3) Контраргумент------ это: А) пример В) опровержение С) заключение D) определение
4) Этика общения предполагает: А) перебивать В) слушание С) говорить громче всех D)
игнорировать вопросы
5) Во вступлении речи I-IE обязательно: А) захват внимания В) тема С) опровержение I))
переход к пунктам
6) Темп речи-е- это: А) громкость В) скорость С) четкость D) паузы
7) Слова-паразиты -- это: А) профессиоиализмы В) лишние повторы С) антонимы D)
диалектизмы
8) Логический «мостик» - это: А) переход В) шутка С) пауза D) жест
9) Аудитория - это: А) ведущий В) слушатели С) соперник О) диктор
1 О) Регламент ---- это: А) время В) громкость С) список тезисов D) план зала
5.2. Текущий контроль Чек-лист мини-выступления (О --- нет; 1 ------ частично; 2 ------ да;
максимум 16)
Тема:
Ученик:
Дата: . . _
- Вступление (захват внимания, тема): О 1 2
- 2-3 основных пункта (структура): О 1 2
- Примеры/факты уместны: О 1 2
•· Переходы между частями: О l 2
- Культура речи: О 1 2
- Техника речи: О 1 2
- Невербалика: О 1 2
- Регламент соблюден: О 1 2
Итого:
)16 Комментарий:
_
Лист наблюдения педагога (период: модуль/четверть)
ФИО:
Период:
_
Критерии (0---3): О------- не проявляется; 3 ----- уверенно

- Импровизация: О 1 2 3
- Структура речи: О 1 2 3
- Аргументация: О 1 2 3
- Слушание/ответы: О 1 2 З
- Культура речи: О 1 2 3
- Техника речи: О 1 2 3
- Командная работа/этика: О 1 2 3
Динамика/заметки:
--------------5. 3. Промежуточная аттестация Рубрика «Подготовленное выступление» (макс. 27
баллов)
Шкала 0---3; вес в скобках.
1) Содержание и логика (х2)
2) Структура (xl)
3) Аргументация (х2)
4) Культура речи (х 1 .5)
5) Техника речи и невербалнка (х 1 .5)
6) Регламеит/иаглядностъ (х 1)

11

Итог: _/27 Порог зачета: 17/27
Рекомендуемый регламент: 2·-3 мин (9·-· 11 ); 4-5 мин (12-15).
Рубрика «Дискуссия/мини-дебаты» (макс. 30 баллов; порог 18/30)
Критерии (О··-5): позиция/тезис; доказательства; контраргументы/опровержение;
структура/стратегия; взаимодействие; подача/регламент.
Формат: 2х2 или ЗхЗ; речи 1-2 мин (9-11) и 2-3 мин (12-15).
Судейский бланк дебатов
Тема:
Команда А:
Команда В:
Судья:
_
А: Позиция _ __/5 Доказ __/5 Контрарг ___/5 Стратег ..../5 Взаим _../5 Подача _../5 Итого /30
В: Позиция .)5 Доказ ___/5 Контрарг _./5 Стратег ..JS Взаим ___/5 Подача ..}5 Итого /30
Победитель:
Комментарий:
_
5.4. Итоговая аттестация Формы (по выбору педагога/программы): итоговая публичная
речь; дебатный зачет; защита индивидуального/группоеого проекта.
Итоговая рубрика (100 баллов)
1) Содержание и глубина--···· 25
2) Структура и логика-··- 15
3) Аргументация/источники.·······- 20
4) Культура речи- 15
5) Техника речи и невербалика - 15
6) Регламент/наглядность - 1 О
Итог:
/100
Перевод: 90·-· 100 ·-···· отлично; 75•··-89 --·- хорошо; 60--74 ·····-· удовлетворительно; <60 ·····-­
незачет.
Протокол итоговой аттестации
ФИО:
Форма: речь/ дебаты/ проект Дата:_._._

Балл:

/100

Итог: зачет/ незачет / отметка:

Сильные стороны: ··----·· --------------Рекомендации:

-------------------

5.5. Портфолио обучающегося Состав портфолио:
• Речевой дневник (не менее 6 записей по выступлениям/урокам).
• 2-3 аудио/видео-фрагмента начала/конца курса (при согласии

законных

представителей).
" Черновики и финальные тексты мини-речей (2-·4 шт.).
• Один разбор чужого выступления (конспект+ выводы).
• Результаты зачетов, грамоты/участия (при наличии).
Оценка портфолио (макс. 30 баллов; порог зачета- 18/30)
Полнота - 0-6; Динамика «вход-выход» - 0-8; Рефлексия - 0-8;
Качество материалов
0--5; Самопрезентация -·- 0-3.
с-

5.6. Самооценка и взаимооценка Форма самоанализа выступления
Тема: __ ·---- Дата:--·--··-·-·······
1) Что удалось лучше всего?
----------2) Что улучшить в следующий раз?
-------0ценка (1-4-): тезис; аргументы; структура; техника речи; контакт с аудиторией.
Шаг для роста:
----------------Форма взаимооценки
Выступающий:
Наблюдатель:
_
Пошrл(а) главную мысль·····-· Да/Частично/Нет
Были ~2 примера - Да/Частично/Нет
Время соблюдено - Да/Частично/Нет
Похвала:
Совет:
_
5.7. Банк контрольных заданий (фрагменты) Редактирование речевых ошибок (пример)
1) Я как бы типа думаю, что это вообще не важно. ___,. Думаю, что это неважно.

12

2) В своем монологе я хочу сказать о том, что я хочу сказать... ·····• (убрать тавтологию)
3) Благодаря тому, что мы опоздали, мы успели на поезд. ······➔ Хотя мы опоздали, мы успели
на поезд.
4) Я уверен на 100%, доказательства не нужны. - Приведу доказательства...
5) По итогам итога можно сделать вывод. - По итогам можно сделать вывод.
Проверочная после темы «Структура речи» (по 1 баллу)
1) Последовательность частей: вступление - основная - 3ак.шочение.
2) Подчеркните сигналы переходов: «Во-первых... Во-вторых ... Наконец... ».
3) Сформулируйте тезис по теме «Школьная форма нужна/не нужна» (1--2 предложения).
4) Укажите один способ захвата внимания (цитата/вопрос/история/факт).
Макс. 4 балла.
6. Описание уровней освоения (уровневая шкала 1-4)
" Уровень 1 (начальный): смысл фрагментарен; опора на текст/подсказки; ошибки
мешают пониманию; техника речи нестабильна; зрительный контакт эпизодический.
• Уровень 2 (базовый): тема и структура различимы; 1--2 примера; отдельные речевые
огрехи; техника речи приемлема; поддерживается контакт с аудиторией.
• Уровень 3 (продвинутый): ясный тезис; логичные переходы; достаточная
аргументация; грамотная выразительная речь; уверенная техника и невербапика.
• Уровень 4 (высокий): глубина раскрытия; риторические приемы; разнообразная
аргументация (12----15 ----- со ссылками); чистая, точная речь; безупречная техника;
активная работа с аудиторией и временем.
Возрастные акценты:
• 9---1 J лет ---··- фокус па ясности, последовательности, простых примерах и базовой
технике речи.
.. 12-15 лет - добавляются контраргументы, работа с источниками, нюансы стиля,
самостоятельность.
7. Шкала опенивания и перевод баллов
• Текущие работы: зачет при ?.:60% от максимума.
.. Промежуточный зачет: порог 60---б5%; «отлично»-····--· от 85%.
,. Итоговая аттестация: <60 - незачет; 60-/74 - удовлетворительно; 75-89 - хорошо;
90-100 - отлично. Допусти:мы как уровневое (1-4), так и балльное оценивание;
выбор фиксируется в локальном акте/рабочей программе.
8. Фиксация и хранение результатов
• Индивидуальные карты/листы наблюдений, протоколы зачетов, итоговые рубрики и
тесты.
" Портфолио обучающегося (бумажное/электронное); видео/аудио - при наличии
согласия законных представителей.
,. Журнал учета (бумажный/электронный), ведомости итоговой аттестации.
.. Сроки хранения ····- по локальным нормативным актам учреждения.
9. Индивидуализация и особые условия
" Допускаются адаптации регламента времени, форм представления и способов
обратной связи для обучающихся с ОВЗ/инклюзивными потребностями;
фиксируются в ицдивидуальном плане

2.5. Методические материалы.
1. Методологические подходы
•
,.
•
•

Деятельностный и компетентностный подходы: акцент на практическом применении
речевых умений.
Коммуникативно-ориентированное обучение: речевая практика на каждом занятии.
Проектный и тренинговый форматы: мини-проекты, публичные пробы, дебаты.
Рефлексия и формирующее оценивание: постоянная обратная связь, портфолио.
13

2.
•
•
•
•
•
3.
•
•
•
4.
•
•
•
•
•
•

5.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
6.
"
•

7.
•
•
•

Основные методы :и приемы
Мини-лекция (5-10 минут), демонстрация образца, моделирование.
Ролевые игры, имитации, кейсы, сторителлинг.
Парная/групповая работа, взаимообучение и взаимооценка.
Тренажёры техники речи, импровизации и аргументации.
Шаблоны построения речи: OREO (мл. возраст), ТАПВтезис/аргумент/пример/вывод (ст. возраст).
Форматы занятий
Тренинг навыков речи; мастерская (создание и шлифовка текста выступления).
Репетиция выступлений с записью на аудио/видео и разбором.
Дискуссионная сессия/мини-дебаты; консультация по проектам.
Типовая структура занятия (45-60 мин)
Разминка и настрой голоса/дыхания: 5-7 мин.
Краткий ввод и целеполагание: 5-8 мин.
Тренажёр (техника/структура/аргументация): 12-15 мин.
Практика в парах/группах, пробные выступления: 15-20 мин.
Публичная проба 1-2 участников и обратная связь: 5-8 мин.
Рефлексия, фиксация домашнего задания: 2-3 мин.
Шаблон конспекта занятия
Тема:
------------Цель/ожидаемые результаты:
_
Оборудование: доска/флипчарт, таймер, диктофон/камера, карточки.
Ход занятия:
1) Разминка(_ мин):
------------2) Ввод(_ мин):
---------------3) Тренажёр (____ мин):
-------------4) Практика L
мин):
-------------5) Показ и обратная связь (
мин):
_
6) Рефлексия и ДЗ (____мин):
_
Домашнее задание (конкретно, с критериями):
_
Банк упражнений (сокращенно)
Дыхание и голос: «4-4-6» (вдох-удержание-выдох), «Свеча», «Лестница громкости».
Дикция: скороговорки на проблемные звуки; «чёткие окончания».
Интонация: «одна фраза - 5 эмоций»; чтение с логическими паузами.
Структура: «ОRЕО-карточ1<и» (мл. возраст); «ТАПЕ-пирамида» (ст. возраст).
Аргументация: «три причины - три примера»; «Да-Но-Потому что».
Слушание: «Эхо-перефраз» (перескажи мысль собеседника в 1 О словах).
Импровизация: <<60 секунд на случайную тему»; «5 слов - 1 история».
Невербалика: «контакт взглядом 3-5-7», «стоп-жесты» вместо слов-паразитов.
Антиволнение: «земля-небо» (заземление), «сканирование тела», подготовительный
ритуал.
Дифференциация и возрастные акценты
9-11 лет: больше опор (карточки-шаблоны, план из 3 пунктов), короткие
выступления, игровые формы, оценка по 1-2 критериям за раз.
12-15 лет: самостоятельная подготовка, источники и контраргументы, мини-дебаты,
расширенные критерии, работа с фактической точностью.
Инклюзия и индивидуальные условия
Альтернативные формы предъявления (аудиозапись вместо сцены, совместное
выступление в паре).
Дополнительное время, зрительные подсказки, «тихая зона» подготовки.
Правила безопасной группы: «ноль высмеивания», «говорим по одному»,
«критикуем идеи, не людей».
14

8.
•
•
•
•

Оборудование и материалы
Доска/флипчарт, маркеры, стикеры; таймер/секундомер.
Диктофон/камера (с согласия), проектор/экран при необходимости.
Набор карточек: темы, роли, связки-переходы, шаблоны структур.
Питьевая вода; базовые правила гигиены голоса (не форсировать громкость,
разогрев перед выступлением).
9. Цифровые инструменты (по возможности)
• Онлайн-таймер; диктофон/камера смартфона для саморефлексии.
• Электронные анкеты самооценки; общая папка/портфолио группы.
• Интерактивные «облака слов», голосование и сбор идей (альтернативы: любая
доска/опросник).
10. Домашние задания (примеры)
• Подготовить 2-минутное выступление по шаблону ОRЕО/ТАПВ; записать
аудио/видео и отметить 1 сильную сторону и 1 зону роста.
• Собрать 3 достоверных факта по теме (с указанием источника), сформулировать
тезис и 2 аргумента.
• Проанализировать чужое выступление: отметить приёмы начала, переходов и
завершения.
11. Обратная связь и психологический климат
• Формулы: «Две звезды и одно желание», «Плюс-Дельта», «Сэндвич».
• На занятии акцент на росте навыка: отмечать прогресс, задавать один конкретный
шаг улучшения.
12. Метапредметные связи
• Литература (композиция текста, выразительность), история/обществознание
(аргументация, источники), ИКТ (работа с презентациями и записью),
музыка/театр (сцена, голос, темпоритм).
13. Пример мини-карты модуля
• Модуль 1. База речи: дыхание, дикция, паузы; структура высказывания.
• Модуль 2. Аргументация: тезис, доказательства, примеры, контраргументы.
• Модуль 3. Дискуссии и дебаты: роли, регламент, стратегии.
• Модуль 4. Публичные выступления и проекты: подготовка, репетиции, выступление.
14. Рекомендуемая литература (для педагога; примерный перечень)
• Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку (культура речи).
• Ладыженская Т. А. Развитие речи школьников (методика).
• Леонтьев А. А Психология общения (коммуникация).
• Перельман Ч., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика (общая теория).
• Справочники по ораторскому мастерству и дебатам для подростков (актуальные
издания).
15. Организация публичных событий
• Внутригрупповая открытая репетиция (середина курса).
" Мини-дебатный турнир/ораторский день (финал модуля).

15

2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
См. Приложение № 1 «План воспитательной работы»

2.7 Список литературы

Литература для педагога
1. Волков А. А.. Основы риторики, Академический проект, М., 2005г.
2. Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю" Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 11 классов, Издательство «Панорама», 2005г.
3. Голуб И. Б" Искусство риторики: Пособие по красноречию, М.. 2005г.
4. Зарецкая Е. Н" Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, М., 1999г.
5. Ладыженская Н. В.«Обучение успешному общению, М., 2006 г.
6. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной
системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9.
7. Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И., Ладыженская Н. В.. Детская
риторика. Методические рекомендации, М., 1994г.
8. Маккена К.. Навыки общения, М .. 2006г.
9. Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С" Уроки развития речи во
втором классе, М., 2006г.
1 О. Маслова Е. В" Творческие работы школьников. Алгоритм построения и выполнения,
М" 2006г.
11. Михальская А. К.. Основы риторики. М., 1996г.
12. Парамонова Л.. Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе, М.,
2005 г.
13. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С.. Театрализованные игры в детском саду,
М., 2000 г.
14. Чудинов Ю. П., Чудинова А. Р., Минаева С. А., Методические рекомендации по
работе с учебным пособием для начальной школы «Риторика диалога» (части 1 и 2).­
Пермь: ЗУУНЦ, 2001г.
Интернет-ресурсы,
1. lHJQ://foпш1.script-codiпg._~QIH

2. www.diagraш.corп.
3. ht1p://s111)eгiorsell.eI.coп1.
4. Ьttp://scl10012 l 00.сош/

Литература для детей
1. Агеева И. Д. Новые загадки про слова, М. 2003.
2. Добрые сказки, предприятие «Слово», 2001.
3. Куликовская Т. П. Забавные чистоговорки, М., Гном-пресс, 1999.
4. Мир литературы, Фольклор. Проза. Поэзия. Сост. Кизимовой Т. , М.,
«Художественная литература», 1993.
5. Розанова А. Веселый театр, М., Детгиз, 1960.
6. Соболева А. В. Загадки-смекалки, М., Гном-пресс, 1999.
7. Сухин И. Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все, все, М., 1997.
8. Шалаева Г. П. Большая книга поведения для воспитанных детей, М., «Слово»,2008.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».