ДООП Наследники 2025

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЯГОДНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ммциципхяьнэ,я ыоджвтнхя ОБРАЗОВАТЕJПэНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область, п. Ягодное, уд. Школьная д. 9, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E 1m a i l : tvor{~llit•stvo(tv,rнai!.rн

РАССМОТРЕНО:
п. Ягодное»

на Педагогическом совете

пава М.Д./

МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»

6

Протокол № - от <<.:2t»
-· tttC'ltie 2025'г.
-

-"-1&'~"-'L
=
· -_2021r.

дополнитшьнхя

ОБIЦЕОБРАЗОВАТЕJIЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«НАСЛЕДНИКИ»
(наименование программы)

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 2 года
Возрастная категория: 11-15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

Автор-составитель:
педагог дополнительного обоазования
Васwtьченко Виталий flиколаевич
(должность, Ф.ИО.)

пгт. Ягодное, Магаданская область
2025 г.

с одержание
Введение
Нормативно-правовая база
1.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи.
1.3. Содержание программы.
1.4.

Планируемые результаты.

2 .

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»

2.1.

Календарный учебный график.
У словия реализации программы.
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
Список литературы
Приложение N~ 1 «Календарный учебный график»

2.2.
2.3.

2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

3

4
4
4

5

8

9
9

9

10
10
10
12
13

2

Нормативно-правовая база

Данная программа разработана с учетом нормативно-методических основ,
изложенных в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций".
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
6. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от О 1 января 2021 г.
7. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
9; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно­
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7
мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав МБОО ДО «Центр детского творчества п. Ягодное».

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наследники»
имеет социально-педагогическую направленность.
В реализации данной программы нуждаются дети и подростки возрасте 7-17 лет,
так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения
нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое
значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и
готовность к его защите.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не
только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ
государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и
высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности,
традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную
терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления
экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы
всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к
защите Родины. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно,
что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей,
укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Всё, что они узнают и чему научатся на занятиях, они могут применить в быту.
Программа адресована детям и подросткам возрасте от 7 до 17 лет. В этом возрасте
начинают развиваться гражданско-патриотическое сознание. Программа будет интересна
и мальчикам и девочкам. Предполагается активное вовлечение в работу родителей. Для
обучения принимаются все желающие. Количество обучающихся в группе до 15 человек.
Объем программы - 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для развития гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умения и
готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности
конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой
ответственности, дисциплинированности.
Задачи:
Личностные
- формировать самостоятельную познавательную деятельность;
-формировать внимание, целеустремленность и трудолюбие;
Метапредметные
- развивать творческие способности у детей и подростков, расширять их
кругозор;
- повышать коммуникативные навыки у детей и подростков-, способствовать
умению эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения
проблемы;
Предметные
- Формировать, у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее парод,
историю и ратную славу, изучить и развить интерес к героическим страницам истории
Отечества.
- Получить знания в области военной службы и гражданской обороны.
4

- Пропагандировать главные ценности в системе духовно-нравственного
воспитания.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.

1.3. Содержание программы
№
п/п

Учебный план
Тема

Количество часов:
всего теория npa
кти

Формы

аттестации
контроля

1.:а

1

История вооруженных сил России

6

6

-

1.1

Виды вооруженных сил.

1

1

-

1.2

Символы
воинской
Государственная символика.
Полководцы и герои.
Военные профессии
Строевая подготовка

1

1

-

3

.)

1.3
1.4
2

чести.

,.,

1

1

11

2

2.1 Строй и его элементы
2.2 Строевая стойка и выполнение команд

,...,

2.3
2.4

3

L,

3

2
-

9

3
3
3
10
,.,

Вводное
тестирование
опрос
Викторина
анкетирование
опрос
Зачёт
Зачёт
Зачёт

3.2

Повороты на месте и в движении
Строевые приёмы. Воинское приветствие
Основы медицинских знаний
Принципы оказания первой медицинской
помощи в чрезвычайных ситуациях
Ранения и кровотечения

,., ,.,
.) . .)

Травмы опорно-двигательного аппарата

6

1

5

Виды вооружений

18

7

11

1

-

3

1

3

10

3

9

2

6

соревнование

5.2

История оружия.
1
Виды
вооружения.
Холодное, 4
огнестрельное, метательное.
Автомат
Калашникова. АКМ-74: 13
устройство,
назначение,
тактикотехнические характеристики.
Огневая подготовка
12
Приемы
и
правила
стрельбы
из 8
пневматической винтовки.
Приёмы и правила метания ручных гранат 4

1

Основы рукопашного бои

2

3
10

зачёт

6
6.1

1

-

опрос

1

2

6.4

История развития рукопашного боя в 1
России.
Элементы страховки.
3
Ударная техника.
2
Техника захватов.
2

6,5

Бросковая техника.

-

2
2
2

3
3.1

4
4.1
4.2
4.3

5
5.1

6.2
6.3

3

17

7

6

3

5

12

2

.)

опрос

.)

2

зачёт
зачёт

,,

опрос
опрос
зачёт

зачёт
зачёт
зачёт
зачёт

5

6.6

7
7.1

7.2

Боевые приемы.
2
выживания
в
сложных 25
условиях
Основы ориентирования на местности
4
,.,
Организация привалов и ночлегов
:)

-

2

8

17

1

3

Зачёт

1

2

Зачёт

1

1

1
2

Зачёт
Зачёт

1

:)

5

2

3

Зачёт

различных 4
командной

1

3

Зачёт

4

1

4
105

1

3
,.,

Основы

7.3 Организация питания в полевых условиях
7.4 Костровое хозяйство. Меры безопасности.
7.5

Виды узлов. Способы переправы через 4
овраги, водоёмы

7.6 Ориентирование на местности.
7.7

8

8.1

2
3

Техника
преодоления
элементов
личной
и
полосы препятствий
Тактическая подготовка
Передвижение на поле боя
Итого:

33

,.,

.)

зачёт

Зачёт

Зачёт

72

Содержание учебного плана.
Вводное
занятие. Знакомство
с
основными
разделами
программы.
Правила безопасного поведения на занятиях.
Раздел 1.История вооруженных сил России
Тема 1.1. Виды вооруженных сил.
Воинская слава России. Армия и флот России ХХ века.
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение
Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно­
космические силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.
Тема 1.2. Символы воинской чести.
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности
воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия.
Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Тема 1.3. Полководцы и герои.
Полководцы ХХ века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание
новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники.
Героизм женщин.
Тема 1.4. Воинские профессии.
Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения.
Область применения. Военные профессии для девушек.
Раздел 2.Строевая подготовка
Тема 2.1. Строй и его элементы.
Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.

Тема 2.2. Строевая стойка и выполнение команд.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Волъно!», «Заправиться!»
Тема 2.3. Повороты на месте и в движении.

6

Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг.
Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу.
Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 2.4. Воинская честь. Строевые приемы.

Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие.
Отдание воинской чести в движении.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
Тема 3.1. Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных
ситуациях.

Осмотр места происшествия. Осмотр пострадавшего. Признаки жизни и смерти.
Выполнение реанимационных мероприятий.
Тема 3.2. Ранения и кровотечения

Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды
кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Тема 3.3. Травмы опорно-двигательного аппарата

Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой
помощи. Правила наложения шин. Способы транспортировки пострадавших.
Раздел 4. Виды вооружений
Тема 4.1. История оружия от древних времен до современности.

Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности.
Тема 4.2. Виды вооружения Российской армии.

Холодное, огнестрельное, метательное. Оружие массового поражения.
Тема 5.3. Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактика-технические характеристики.
Раздел 5. Огневая подготовка
Тема 5.1. Приёмы и правила стрельбы из пневматической винтовки

Техника безопасности при стрельбе. Правила заряжания и разряжения.
Изготовка для стрельбы. Прицеливание и производство выстрела. Корректирование
при ошибках. Выполнение учебных стрельб. Сдача нормативов.
Тема 5.2. Приёмы и правила метания ручных гранат.
Техника безопасности при выполнении броска гранаты. Положения для метания.
Последовательность осуществления броска. Выполнение метания. Сдача нормативов.
Раздел 6. Основы рукопашного бон.
Тема 6.1. История развития рукопашного бон в России.

История развития. Виды рукопашного боя.
Тема 6.2 Элементы страховки.

Страховка при падении на бок. Страховка при падении на спину. Страховка при
выполнении бросков и приемов.
Тема 6.3. Ударная техника.

Техника ударов руками. Техника ударов ногами.
Тема 6.4. Техника захватов.

Захваты за одежду. Освобождение от захватов.
Тема 6.5. Бросковая техника.

Бросок «через бедро». Бросок «передняя подножка». Бросок «задняя подножка».
Бросок «подсечка». Бросок «отхватом».
Тема 6.6. Боевые приемы.

Защита от удара ножом снизу, сверху, сбоку. Защита от угрозы холодным оружием.
Материальная часть автомата Калашникова.
Раздел 7. Основы выживания в сложных условиях
Тема 7.1. Основы ориентирования па местности.
7

Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью.
Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью
компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании.
Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов
ориентирования.
Тема 7.2. Привалы и ночлеги.

Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и
групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение
обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых
условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Тема 7.3. Организация питания в полевых условиях.
Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка
раскладки продуктов.
Тема 7.4 Костровое хозяйство. Меры безопасности.

Типы костров. Место для костра. Разжигание костра. Безопасность.
Тема 7.5. Виды узлов. Способы переправы.

Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы
для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Тема 7.6. Ориентирование на местности

Определение азимута. Определение ориентиров. Движение по ориентирам.
Движение по азимуту.
Тема 7.7. Техника преодоления различных элементов личной и командной
полосы препятствий

Техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну, переправа
по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».
Раздел 8. Тактическая подготовка
Тема 8.1. Передвижение на поле боя

Способы передвижения на поле боя. Действия при обороне и в наступлении.
Действия в различных составах подразделения.
1.4. Планируемые результаты
Личностные

- сформирована самостоятельная познавательная деятельность;
-сформировано внимание, целеустремленность и трудолюбие;
Метапредметные

- развиты творческие способности у детей и подростков, расширен их кругозор;
- повышены коммуникативные навыки у школьников, умеют эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Предметные

- сформированы, у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, ее
народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам
истории Отечества.
- получены знания в области военной службы и гражданской обороны.
- привиты главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
- сформированы стремления к здоровому образу жизни.

8

Раздел 2. «Комплекс организационпо-педагогичес1,их условий»
2.1. Календарный учебный график.
См. Приложение № 1 «Календарный учебный график»

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Для
реализации программы «Наследники»
необходим учебный кабинет
соответствующий санитарным нормам и правилам, установленных СанПиН.
Спортивный зал. Площадка для строевой подготовки. Стадион. Прилегающая
территория.

Оборудование:
Рабочие столы, стулья;
Шкафы для хранения оборудования;
Площадка для строевой подготовки,
плакаты; ММГ АКМ- 74; пневматические винтовки; компас; маты; аптечка; спорт
инвентарь.

Технические средства обучения
Компьютер и выход в Интернет, музыкальная аппаратура;

Информационное обеспечение
Электронные ресурсы интернета

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования.

2.3. Формы аттестации.
Для осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися
программ используются:
вводный контроль - проводится с целью определения стартового уровня развития
ребенка и подростка. На основании результатов вводного тестирования, при
необходимости, проводится корректировка содержания материала программы,
разрабатываются индивидуальные учебные планы;
текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода, с целью
проверки уровня усвоения обучающимися тем занятий, разделов образовательных
программ, прочности формируемых знаний и умений, степени развития деятельностно­
коммуникативных ум:ений, ценностных ориентаций, установление фактического уровня
теоретических и практических знаний, умений, навыков по каждому предмету учебного
плана;
промежуто:шая аттестация - проводится с целью определения качества освоения
обучающимися образовательной программы по окончании курса обучения. Аттестация
предусматривает анализ полноты, прочности, осознанности, системности освоения
содержания образовательных программ, соотнесение этого уровня подготовки
обучающихся с требованиями образовательных программ, а также выполняет функцию
контроля реализации образовательных программ.
Аттестацией обучающихся, проводится в формах, определенных учебным планом,
и в порядке, установленном образовательной организацией:
Конкурсы, соревнования, викторины, анкетирование, опрос, зачёты, тестирование,
итоговый поход.

9

2.4. Оценочные материалы.

Первоначальная диагностика по программе проводится на основании анкеты для
учащихся. На основании анализа анкетных данных педагог вносит соответствующие
корректировки в методику работы и содержание программы, определяет индивидуальные
виды деятельности для учащихся.
Предметные результаты курса педагог оценивает на основании вопросов по
теоретическим и практическим разделам программы.
Мониторинг результатов освоения образовательной программы проводится по
карте самооценки и оценки педагога. Самооценка обучающегося и оценка педагога
суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
Таким образом определяется индивидуальный уровень освоения образовательной
программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню
освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по каждому уровню, %,
анализ полученных результатов.
1 - 3 балла-минимальный уровень освоения программы (информационный)
4 - 7 баллов - средний уровень освоения программы (репродуктивный)
8 - 1 О баллов - максимальный уровень освоения программы (творческий)
2.5. Методические материалы.
Методы обучения

Активные (учитель- ученик) и Интерактивные ( учитель- ученик- ученик).
Словесный,
наглядный,
практический,
обьяснительно-иллюстративный,
проблемный, проектный, игровой.
Педагогические технологии

Групповое обучение, проблемное обучение, разноуровневое
здоровьесберегающие технологии, информационные технологии.

обучение,

Формы организации учебного занятия

Вводное занятие, систематизация и. обобщение знаний, комбинированные формы,
контроль знаний.
Лекция, семинар, практикум, презентация, защита проекта, обучающая игра.
Алгоритм учебного занятия

1. Организационный момент: эмоционально-психологический настрой учащихся.
2. Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний.
3. Объяснение темы занятия:
4. Практическая деятельность.
5. Физкультмииупса.
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Наведение порядка на рабочем месте.
Дидактические материалы
1. Таблицы;

2.Комплекты тестов и заданий;
3.Информационные материалы для родителей (буклеты);
4.Комплект плакатов.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы.
1. Торжественное открытие «Мы - наследники»
10

Содержание: знакомство, устав клуба, принятие кодекса поведения, построение
отрядов.
Цель: формирование командного духа и ответственности.
Форма: собрание, командные игры.
Ресурсы: флаг, ленточки, список правил.
2.Встреча с ветераном/краеведом
Содержание: рассказ о подвиге, вопросы ответы, фото материалы.
Цель: уважение к истории, воспитание патриотизма.
Форма: встреча, беседа.
Ресурсы: приглашённый гость, презентация.
3. Экскурсия в музей войны/памятник.
Содержание: экскурсия, квест задания по экспозиции, смена тем.
Цель: историческая грамотность, уважение к памяти.
Форма: выезд/пешая экскурсия.
Ресурсы: согласие родителей, маршрут, листы заданий.
4. Акция «Память» - уборка и уход за мемориалом
Содержание: уборка территории, возложение цветов, краткая церемония.
Цель: гражданская активность, уважение к героям.
Форма: волонтёрская акция.
Ресурсы: перчатки, инвентарь, цветы, разрешения.
5. Основы строевой подготовки и протокол церемонии подъёма флага
Содержание: базовые команды, маршировка, торжественный подъём флага.
Цель: дисциплина, аккуратность, уважение символики.
Форма: практическое занятие.
Ресурсы: место для строя, флаг, руководитель.
6. Кинолекторий «Фильмы о героизме» + обсуждение
Содержание: просмотр фрагмента фильма, обсуждение моральных вопросов.
Цель: нравственное воспитание, критическое мышление.
Форма: просмотр + дискуссия.
Ресурсы: экран, отбор материалов, вопросы для обсуждения.
7. Тренинг первой помощи
Содержание: базовые приёмы (бинтование, контроль кровотечения, вызов
помощи).
Цель: готовность помогать, ответственность за безопасность.
Форма: практикум с манекеном/инструктором.
Ресурсы: аптечка, манекен, сертифицированный инструктор.
8. Туристско Пспортивный поход/ ориентирование
Содержание: краткий поход, работа с картой и компасом, правило безопасности в
лесу.
Цель: навыки ориентирования, командная взаимопомощь.
Форма: выездной поход (однодневный).
Ресурсы: маршрут, комплект первой помощи, трекер, согласия родителей.
9. Интеллектуальная игра/квест «ВоенноПисторическая эстафета»
Содержание: станции с заданиями по истории, тактике, взрыв безопасности
(теория).
Цель: закрепление знаний, командная кооперация.
Форма: квест на территории школы/парка.
Ресурсы: карточки заданий, реквизит, судьи.
1 О. Практикум по самоорганизации и лидерству
Содержание: ролевые задания, распределение ролей в отряде, «лепка лидера».
Цель: развитие лидерских и коммуникативных навыков.
Форма: тренинг, мини проекты.

□

□

□

□

□

11

Ресурсы: методические карточки, фасилитатор.
11. День патриотической песни / концерт «Песни нашей Победы»
Содержание: подготовка и исполнение песен, хоровое исполнение, приглашение
родителей.
Цель: эстетическое воспитание, командная работа.
Форма: концерт/репетиции.
Ресурсы: звук, тексты, реквизит.
12. Мастерская «Военная форма и символика» (история знамён, орденов)
Содержание: лекция и экспозиция, изготовление макета ордена/флажка.
Цель: уважение символов, развитие ручного труда.
Форма: мастерская.
Ресурсы: материалы для поделок, наглядные пособия.
13. Добровольческая акция помощи ветеранам дома престарелых
Содержание: визит, концерт/мастер класс, помощь по хозяйству.

□

Цель: милосердие, уважение к старшему поколению.
Форма: волонтёрская деятельность.
Ресурсы: план визита, подарки, согласие учреждения.
14. Учение по безопасности в чрезвычайных ситуациях (пожар, эвакуация)
Содержание: правила поведения, практическая отработка эвакуации.
Цель: готовность к ЧС, дисциплина.
Форма: инструктаж + тренировка.
Ресурсы: сотрудничество с МЧС/школой, план эвакуации.
15. Итоговый слёт□фестиваль «Наследники» с подведением итогов
Содержание: выставка достижений, конкурсы (строевая, квест, песни),
награждение активистов.
Цель: подведение итогов, мотивация, укрепление коллектива.
Форма: однодневное мероприятие на открытой площадке.
Ресурсы: площадка, судьи, призы, сертификаты.
2.7 Список литературы

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию
дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии
торжественных линеек, вечеров, литерагурио-музыкальных композиций, классных часов,
военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и
обществознания в школе.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский
путь развития.// Воспитание школьников.- 2002. -№ 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в
России.// Преподавание истории и обществознания в школе.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское
воспитание» в педагогике ХХ века.// Преподавание истории и обществознания в школе.­
№ 9.

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и
планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за зиания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание,
переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уро-ков,
разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», !\.'1осква,2007-2008 уч.год.
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».