Приложение 1 к приказу № 12 от 04.04.2022 г. ьюджвпь,» МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЫIАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ» 686230, Магаданская область, п. Ягодное, ул. Школьнаи д. 9, а/я 90, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54 E-шail: tvнrctJiesfvo@шail.rп ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» Протокол № Д.... от 'f)j_" ~ 2022 г. Положение о системе наставничества педагогичес1,их работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования «Центр детского творчества п. Ягодное» (далее МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное») определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее -- Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества. 1.2. В Положении используются следующие понятия: Наставник - педагог дополнительного образования, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное». Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Куратор - сотрудник МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное», учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адалтации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставиичества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная програм.. ма наставничества это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 1 1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются: 1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; 2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; 3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе; 4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; 5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; 6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; 7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение. всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; 8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; 9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное». Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает директор МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» и замены их отсутствия. 2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничесгва 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное», способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: - содействовать созданию в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; - оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное», региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; -· способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных 2 информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества; - содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов; - оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности, ознакомление с традициями и укладом жизни в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное», а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; - обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; - ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; - содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; - знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и .качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 2.3. В МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» применяется форма наставничества «педагог педагог» по отношению к наставнику. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. .Виртуалыюе (дистшщиоиное) наставничество - дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Скоростное наставничества - однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединеннымн общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник - наставляемый» (краввый - равному»). 3. Организация системы наставничества 3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»». 3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом директора МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное». 3.3. Директор МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»: - осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»; ..., _) - издает локальные акты МБОО ДО «Ц,ЦТ п. Ягодное» о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»; - утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их; - утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»; способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.); - способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников. 3.4. Куратор реализации программ наставничества: - назначается директором МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» из числа педагогов дополнительного образования; - своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых; - разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»; - ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей; - формирует банк индивидуальных персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта; - осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами; - организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций; - курирует процесс разработки и реализации наставничества; персонализированных программ - организует совместно с директором МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Права наставника: - привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» с их согласия; - знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество; - обращаться с заявлением к куратору и директору МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» с просьбой о сложении с него обязанностей наставника; - осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий. 4.2. Обязанности наставника: руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными: правовыми актами МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» при осуществлении наставнической деятельности; 4 - осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере; - создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности:; - содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинаю1цих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.); - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия; - рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение. 5. Права и обязанности наставляемого 5.1. Права наставляемого: - систематически повышать свой профессиональный уровень; - участвовать в составлении персонализированной программы педагогических работников; наставничества - обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью; - вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательной организации; - обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством о замене наставника. 5.2. Обязанности наставляемого: - изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников; - реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки; - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной организации:; - выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; - устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения; - проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе; - учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество 6.1. Формирование критериям: наставнических пар (групп) осуществляется по основным - профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; - у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества. 5 6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации. случае: 7. Завершение персонализированной программы наставничества 7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в - завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме; - по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам); - по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора). 7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества). 8. Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества педагогичесн:их работников на сайте образовательной организации 8.1. Для размещения информации о реализации: персонализированной программы наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной организации создается специальный раздел (рубрика). На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации:, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» и др. 8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» публикуются после их завершения. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» и действует бессрочно. 9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными: и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации:. 6