Положение о системе наставничества педагогических работников

Приложение 1
к приказу № 12 от 04.04.2022 г.

ьюджвпь,»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЫIАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область, п. Ягодное, ул. Школьнаи д. 9, а/я 90, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-шail: tvнrctJiesfvo@шail.rп

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол №

Д....

от

'f)j_" ~ 2022 г.

Положение
о системе наставничества педагогичес1,их работников
в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования
«Центр детского творчества п. Ягодное» (далее МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное») определяет
цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее -- Положение).
Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и
наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагог дополнительного образования, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное».

Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор - сотрудник МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное», учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы)
наставничества.

Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и
адалтации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество.
Форма наставиичества - способ реализации

системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
програм.. ма
наставничества
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической
деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных
профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1

1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и
уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации

программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального
развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и
наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение. всех
субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и
механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное». Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана
реализации персонализированной программы наставничества принимает директор МБОО ДО
«ЦДТ п. Ягодное» в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничесгва

2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п.
Ягодное» - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное», способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической
профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное», региональных систем
научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
-· способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
2

информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров,
в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности, ознакомление с традициями и укладом жизни в МБОО ДО
«ЦДТ п. Ягодное», а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при

выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в
соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально­
этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и .качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» применяется форма наставничества «педагог педагог» по отношению к наставнику. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
.Виртуалыюе (дистшщиоиное) наставничество - дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как
видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн­
сообщества,
тематические
интернет-порталы и
др.
Обеспечивает
постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым,
позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь
профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным
для широкого круга лиц.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том,
чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его
подопечного.
Скоростное наставничества - однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединеннымн общими проблемами
и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать
цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник - наставляемый» (краввый - равному»).
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора МБОО ДО «ЦДТ п.
Ягодное» «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников
в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом директора МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное».
3.3. Директор МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»;
...,
_)

- издает локальные акты МБОО ДО «Ц,ЦТ п. Ягодное» о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик
наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается директором МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» из числа педагогов
дополнительного образования;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»;
- ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в
цифровом формате с использованием ресурсов Интернета
официального сайта
образовательной организации/страницы, социальных сетей;
- формирует банк индивидуальных персонализированных программ наставничества
педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного
опыта;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том
числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из
других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации
наставничества;

персонализированных

программ

- организует совместно с директором МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» мониторинг
реализации системы наставничества педагогических работников.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого
или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и директору МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными: правовыми актами МБОО ДО «ЦДТ п.
Ягодное» при осуществлении наставнической деятельности;
4

- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в
т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности:;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинаю1цих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.

5. Права и обязанности наставляемого

5.1. Права наставляемого:

- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы
педагогических работников;

наставничества

- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством
о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в
сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации:;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование
критериям:

наставнических

пар

(групп)

осуществляется

по

основным

- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.

5

6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы
утверждаются приказом руководителя образовательной организации.

случае:

7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в

- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).

8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогичесн:их работников на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации: персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной
организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы
персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная,
региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических
работников, методические рекомендации:, новости и анонсы мероприятий и программ
наставничества педагогических работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное» публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором МБОО
ДО «ЦДТ п. Ягодное» и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными: и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации:.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».