МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ»
686230, Магаданская область, п. Ягодное, ул. Школьная д. 9, а/я 06, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-mail: tvorchiestvo@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ:
РАССМОТРЕНО:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол № j_
:Сt)Цц_2023 г.
от "0,У" U i 0t t ,e _ 2 0 2 3 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«ФЕРМЕР»
Возраст детей: 6,5-17 лет
Срок реализации: три года
Составитель:
Марусева Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного
образования
пгг. Ягодное, Магаданская область
2023 г.
Введение
Животноводство является важнейшей отраслью сельского хозяйства. Оно
дает такие продукты, как мясо, молоко, яйца, и обеспечивает промышленность
шерстью, кожей, пером и другим сырьем. Без развитого животноводства
невозможно организовать питание людей.
Современное
животноводство
представляет
собой
высокомеханизированную,
электрифицированную
отрасль
сельскохозяйственного производства.
В то же время теоретической основой животноводства является
зоотехническая наука - наука о производстве продуктов животноводства.
Основное направление в животноводстве на современном этапе - повышение
продуктивности всех видов скота и птиц, всемирная интенсификация этой
отрасли. Вместе с тем принимаются меры по увеличению поголовья скота .и
увеличение на этой основе производства молока, мяса, яиц.
Содержание домашних животных в подсобных хозяйствах, конечно, дело
хлопотное. Разведение кроликов в фермерских хозяйствах не только весьма
увлекательное, но и экономически выгодное занятие, поскольку этих животных, в
отличие от большинства других, можно выращивать на одних растительных
кормах.
Одной из основных особенностей мелкого рогатого скота является
хорошая приспособляемость этих животных к различным условиям разведения; их
практически содержат на всей территории России.
Домашние животные требуют особого ухода и создания определенных
условий содержания.
А полноценные в биологическом и ветеринарно-санитарном отношении продукты
питания - один из важнейших факторов здоровья человека.
Пояснительная записка
Программа по животноводству объединения «Фермер» осуществляет
допрофессиональную подготовку по сельскохозяйственным специальностям,
ориентирует на усиление экологического подхода в изучении животных с
основами животноводства, рассчитана на 3 года обучения воспитанников фй 7· лет.
В программу включена информация об основных элементах технологии
производства любой животноводческой продукции - содержание, кормление;
разведение животных, их ветеринарной защите, а также раскрыта сущность
основных
производственно-технологических
понятий
животноводства
«Продуктивность», «Рацион», «Норма кормления», «Профилактика и лечение
животных», «Исследовательская деятельность» и т.д.
Теоретические сведения по отраслям животноводства, биологическое
обоснование проводимых работ и техника их выполнения углубляют знания детей
по зоотехнии, ветеринарии, биологии, повышает интерес к исследованиям,
способствует проявлению инициативы и самостоятельности.
Распределение времени по темам примерное, а объем практических работ
может быть расширен. Большое внимание уделяется оформлению записей в
рабочей тетради, которые учащиеся делают по ходу выполнения практического
задания. Учащиеся должны научиться сформировать цель практической работы,
описывать ход выполнения практической работы, самостоятельно делать выводы:
Практические задания выполняются группами по 2-3 человека.
На практических занятиях педагогу рекомендуется выделить три основных
этапа:
1. Объяснение: педагог объясняет задание, последовательность его
выполнения, показывает отдельные операции.
2. Выполнение:
учащиеся
выполняют задание, постоянно
консультируясь с педагогом.
3. Совместное обсуждение результатов работы.
Такая регламентация результатов работы позволяет педагогу преподнести
тему в более доступной форме, а учащимся лучше её понять и освоить.
В процессе обучения, учащиеся узнают много полезного об обитателях
сельского подворья: козах, овцах, кроликах, сельскохозяйственной птице и других
животных. Изучают физиологические показатели здорового организма, число
пород, продолжительность жизни, продуктивность, массу тела животных,
размеры, болезни и методы их лечения.
Изучают кормление и содержание с\х животных, стараются разобраться в
поведении своих питомцев, много интересного узнают о разных породах, учатся
составлять рационы кормления, оказывать первую помощь заболевшему
животному.
Профессии, связанные с животноводством, требуют от учащихся любви к
животным, земле, природе, трудолюбия и любознательности, внимательного
отношения ко всему живому.
Основа работы с самыми разными животными - искреннее уважение к ним,
научиться понимать, то, что они не менее сложны, чем люди, что их надо
постоянно изучать и ни в коем случае не очеловечивать.
В процессе обучения учащиеся должны усвоить и научиться выполнять
требования по безопасности труда и личной гигиены при уходе за
сельскохозяйственными животными.
Изучение данной программы дает возможность, целенаправленно
обеспечить формирование знаний и умений по уходу за домашними животными,
охране окружающей среды в процессе сельскохозяйственного труда.
При выполнении практических работ педагог следит за соблюдением
правил зоотехнии и зоогигиены, воспитывает навыки культуры труда
(своевременное, аккуратное, тщательное выполнение порученной работы),
соблюдение порядка на ферме, умение работать по общему плану.
Практические работы, связанные с уходом за животными, проводятся
систематически, не зависимо от пройденной темы.
При работе с животными на мини-ферме ограничиваемся небольшим
количеством пород:
кроликов - мясо-шкурковые -10, шкурковые - 5, мясные -4;
коз - местные молочные породы - 5;
~ - мясо-яичного направления - 1 О.
На занятиях широко используются наглядные пособия (таблицы, графика,
диаграммы). Они составляются в процессе обучения.
Учащиеся II и III годов обучения занимаются исследовательской
деятельностью.
Опытническая работа помогает ребятам глубже изучать
кормление и содержание, и имеет исключительно важное значение в
животноводстве, т.к. результаты этих опытов широко могут внедриться в
сельскохозяйственное производство. У учащихся, которые занимаются
опытнической работой, заметно улучшается отношение к труду и знаниям они
кормление и содержание, и имеет исключительно важное значение в
животноводстве, т.к. результаты этих опытов широко могут внедриться в
сельскохозяйственное производство. У учащихся, которые занимаются
опытнической работой, заметно улучшается отношение к труду и знаниям они
проявляют большой интерес к животноводческим наукам. Эта работа
способствует проявлению у ребят таких качеств как инициатива,
самостоятельность и ответственность.
В летний период воспитанники объединения «Фермер» заготавливают
своим питомцам сено, дикорастущие травы, веточный корм. Ремонтируют и
изготавливают клетки для животных, производят ремонт помещения фермы.
Для детей школ и дошкольных учреждений регулярно проводятся
экскурсии, включающие в себя игровую программу.
Цель программы.
1. Дать технологическую подготовку по животноводству, необходимую для
грамотного выполнения работ в личном подсобном хозяйстве, для работы n
фермерском хозяйстве.
2. Дать учащимся знания общего характера, на базе которых они могут в
последствии освоить технологию производства любой животноводческой
продукции, и получить навыки нескольких рабочих специальностей
животноводства: птицевод, овцевод, козовод, дояр, кроликовод и т. д.. , а
также самостоятельно, пользуясь специальной литературой, пополнить свои
знания по животноводству и разрабатывать технологии производства
продукции и животноводства для условий конкретной фермы.
Задачи обучения:
1. Сформировать общее представление о животноводстве как отрасли
сельского хозяйства, его состояния и перспективы развития.
2. Познакомить с общими принципами технологии производства и
переработки животноводческой продукции, путями её реализации.
3. Познакомить с основами экономики животноводства.
4. Научить самостоятельно, пользуясь справочной литературой разрабатывать
технологии получения наиболее распространенных в регионе видов
животноводческой продукции в условиях личных хозяйств.
5. Дать представление об исследованиях в животноводстве.
Формы контроля по результатам обучения.
1. В начале учебного года на каждого учащегося заводятся индивидуальная
карточка, в которой в течении года отмечается вся проделанная самостоятельная
работа (участие в мероприятиях, научно-практических конференциях, фестивалях,
форумах). Карточка является дополнением к свидетельству об окончании
обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Фермер».
2. Для получения свидетельства необходимо сдать аттестацию, предоставить
исследовательскую работу или реферат.
Форма и методы работы по программе.
В данной программе применяются такие методы и формы обучения, как:
1. обучение работе с специальными пособиями;
2. просмотр видеопрограмм по животноводству;
3. тест-опросы;
4. конкурсы мастерства;
5 выступления с докладами в образовательных организациях;
6. беседы;
7. экспресс-опросы;
8. ролевые игры;
9. индивидуальная подготовка информации;
1 О. познавательные и развивающие экскурсии;
11. викторины на любознательность и эрудицию;
12. участие в окружных, региональных, всероссийских научных конференциях
учащихся, представление исследовательских проектов.
Учебно-тематический план
1 год об~учения
Тема
Всего часов
Вводное занятие.
Традиции: посвящение в фермеры.
I. Животноводство как отрасль сельского
хозяйства
Структура животноводства, состояние
животноводства в регионе.
II. Содержание сельскохозяйственных
1
Практика
1
Теория
1
1
1
1
1
о
14
9
5
10
6
5
3
5
3
6
3
з
15
10
5
1. Кормление - основной элемент
технологии производства.
6
з
3
2. Основные виды кормов для животных
3. Классификация кормов.
4. Характеристика кормов, основные
питательные вещества, их значение для
организма. Понятие о переваримости,
кормовая единица.
5. Нормы кормления. Кормовые рационы.
6. Рационы кормления коз, овец,
кроликов,кур.
7. Определение качества кормов, по
внешним признакам и образцам.
15
19
10
10
9
5
5
10
5
10
15
5
5
5
10
9
5
4
144
81
63
1
-
о
животных
Влияние факторов внешней среды на
здоровье
и продуктивность животных
Понятие о зоогигиене, зоогигиенические
требования к условиям содержания
животных.
Понятие о микроклимате, факторы
определяющие микроклимат
животноводческих помещений.
III. Кормление сельскохозяйственных
животных:
Программа 1 год обучения
1. Вводное занятие: ознакомление воспитанников с планом работы.
Инструктаж по технике безопасности при обращении с животными.
Экскурсия по ферме, знакомство с животными.
2. Посвящение в фермеры. Выборы старосты, зоотехника, ветеринара,
бригадира.
1. Животноводство.
1 Животноводство
как отрасль сельского хозяйства. Значение
животноводства, основные виды сельскохозяйственных животных в
регионе.
2 Структура животноводства и его научные основы. Состояние
животноводства в регионе. Направления животноводства, перспективные
для фермерских и личных подсобных хозяйств региона.
3 Содержание сельскохозяйственных животных овец, кроликов, коз, кур.
4 Влияние факторов внешней среды на здоровье и продуктивность животных.
5 Конструкция, оборудование клеток, загона для МРС, птичника, изолятора.
6 Понятие о зоогигиене. Зоогигиенические требования к условиям
содержания животных. Выбор участка под ферму с учетом требований
зоогигиены и экологии.
7 Понятие о микроклимате, факторы, определяющие микроклимат.
Мероприятия по улучшению микроклимата животноводческих помещений.
Практические работы - наблюдение за поведением коз, овец, кроликов, кур при
различных погодных условиях по временам года, за ходом линьки, изменением
шерстного покрова, надоем молока, несением яиц; ростом и развитием молодняка
кроликов, коз, овец,
кур различных пород при содержании в закрытом
помещении.
11. Кормление.
1 Кормление сельскохозяйственных животных. Кормление - основной
элемент технологии производства продукции животноводства. Основные
виды кормов для животных, их классификация.
2 Питательность - основная характеристика кормов. Основные питательные
вещества, их значение для организма.
3 Понятие о переваримости.
4 Кормовая единица.
5 Биологические основы кормления с/х животных.
6 Нормы кормления.
7 Кормовые рационы. Составление кормовых рационов для животных с
учетом их живой массы, времени года и физического состояния.
8 Основы кормления животных в весенне-летний период. Значение
витаминных кормов для здоровья и продуктивности животных.
9 Определение качества кормов по внешним признакам и образцам.
Практические работы - ознакомление с основными видами кормов по
образцам: определение качества кормов по внешним признакам; ознакомление с
растениями, ядовитыми для животных, работа со справочными таблицами по
кормлению. Составление рационов с помощью справочников, расчет запаса
кормов для фермы. Заготовка в летний период лекарственных и витаминных
растений (полынь, крапива, тысячелистник, одуванчик, Иван-чай), сена, веточного
корма (березовые и ивовые веники), силоса (ботва моркови, свеклы). Наблюдение
за поедаемостью различных кормов, изменением живого веса и упитанностью
животных. Расчет количества кормов на зимний период для поголовья фермы.
Изготовление наглядных пособий, коллекций кормов и смеси кормовых трав,
витаминных добавок.
В итоге I года обучения учащиеся
должны приобрести следующие знания и умения:
1. Значение животноводства, его состояние и перспективы развития в регионе.
2. Типы предприятий, производящих животноводческую продукцию;
3. Основные виды и породы сельскохозяйственных животных, разводимых в
регионе.
4. Общие требования к условиям содержание животных.
5. Способы механизации основных технологических процессов животноводства
на мелких фермах.
6. Основные виды кормов, их классификация, способы заготовки, хранение,
подготовки к скармливанию.
7. Понятие о питательности и переваримости кормов, основные питательные
вещества кормов и их влияние на здоровье и продуктивность животных.
8. Основные производственно-технологические понятия животноводства;
порода, продуктивность, рацион, норма кормления, питательность.
9. Выполнять основные работы по уходу за животными на небольших фермах:
уход за копытами, шерстью, когтями, клетками, кормушками, инвентарем.
1 О. По внешнему виду определять качество кормов и их пригодность
скармливанию.
11. Подготовка к скармливанию простыми способами: измельчение,
приготовление кормосмесей, мешанок, витаминных добавок.
12. Уметь составлять рацион кормления для коз, овец, кроликов, кур с
имеющихся кормов на ферме.
13. Пользоваться простыми таблицами по кормлению животных, с их помощью
рассчитывать общую питательность рациона.
14. Вести дневники наблюдений, зоотехнические и ветеринарные журналы,
трафаретки и карточки на животных.
Итоговая аттестация воспитанников за 1 год обучения.
Цель аттестации: Оценка знаний, умений, навыков.
Форма аттестации: 1. Экзамен.
2. Защита рефератов (мини-конференция).
Учебно-тематический план
2 год обучения
Тема
I. Разведение с\х животных
Породы: кроликов
кур
коз
домашняя птица
Понятие о породе, одомашнивание
животных, основные п1шзнаки породы.
Оценка породности, понятие об
экстеJ)_ьере и конституции.
Методы разведения:
1. Чистопородное разведение,
скрещивание, семейства линии, подбор,
отбор.
2. Бонитировка, организация и
п_роведение, мечение.
3. Организация племенной работы.
II. Ветеринарно-профилактические
мероприятия:
1. Понятие о ветеринарии, как
комплексная наука в системе
мероприятий.
2. Классификация заболеваний с\х
животных.
3. Распространение опасных
заболеваний, их предупреждение.
4. Заразные, незаразные болезни с\х
животных.
5. Лечение заразных, незаразных
болезней.
6. Дезинфекция, дезинсекция,
деJ)_атизация.
7. Ветеринарно-профилактические
мероприятия.
8. Организация ветслужбы в регионе, их
обслуживание.
9. Типы ветеринарных документов и их
заполнение.
Всего часов
Теория
Практика
5
5
5
5
5
5
5
5
5
-
5
-
10
5
5
10
10
-
]
"
10
5
5
5
5
-
5
5
-
10
5
5
10
10
-
!
1
1
i
1
25
15
10
20
10
10
5
5
-
3
3
-
2
2
-
4
4
-
144
109
35
Программа 2 год обучения
1. Разведение.
1. Разведение сельскохозяйственных животных.
2. Породы. Понятие о породе. Одомашнивание животных и создание пород.
Основные признаки породы. Связь между породой и продуктивностью.
Оценка породности.
3. Достижения Российских ученых и практиков в деле улучшения имеющихся
и получения новых пород с/х животных.
. 1
Практические работы - Описание различных пород животных. Изучение их
особенностей путем измерения длины туловища, объема грудной клетки, длины
шерстного покрова. Определение живого веса. Наблюдение за ходом линьки и
развитием молодняка различных пород.
11. Методы разведения.
1. Понятие об экстерьере и конституции животных.
2. Бонитировка. Организация и проведение бонитировки.
кроликов, мечение коз, овец.
3. Чистопородное разведение и скрещивание, семейства, линии.
4. Выбраковка, подбор и отбор пар для племенной работы.
Татуировка
Практические работы - Взвешивание и измерение животных. Составление
графика случек, подбор пар. Определение класса по комплексу признаков.
Отсадка молодняка. Оценка породности, живой массы, телосложения.
Составление зоотехнического, ветеринарного журнала, карточек на животных.
Оформление трафареток, карточек племенного учета животных, оформление
записей в дневниках наблюдений.
111. Организация племенной работы.
1.
2.
3.
4.
5.
Организация племенной работы в различных масштабах.
Возможности племенной работы на мини-фермах.
Особенности ухода за сукозными козами, цыплятами.
Сортировка крольчат, козлят по упитанности, полу и весу.
Понятие об уплотненных окролах, искусственное осеменение коз и овец,
индивидуальная случка кроликов.
Практические работы - Осмотр поголовья самок, их взвешивание,
составление графиков проведения окролов. Систематическое взвешивание
крольчат, козлят, цыплят. Контроль за изменением живого веса. Наблюдение за
молодняком. Четкое оформление записей в дневниках.
IV. Ветеринарно-профилактические мероприятия.
1. Понятие о ветеринарии как комплексе наук в системе мероприятий.
2. Классификация заболеваний с\х животных.
3. Наиболее распространенные и наиболее опасные заболевания с\х животных,
их предупреждение.
4. Организация ветеринарной службы в регионе и ветеринарного
обслуживания животноводческих хозяйств.
5. Ветеринарный карантин Обязательные ветеринарно-профилактические
мероприятия на ферме.
6. Ветеринарно-санитарные
требования
содержания
с/х
животных
(оборудование изолятора, соблюдение правил кормления, правильное
хранение кормов и воды для предупреждения возникновения заболеваний).
7. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
R. Лечение болезней. Зяпазные и незапазньте болезни кпопикон. кvn. коз. овеп.
9. Типы ветеринарных документов и их заполнение.
Практические работы - Заполнение ветеринарного журнала: показатели
температуры, пульса, дыхание. Общий осмотр слизистых оболочек, осмотр
конечностей, грудной клетки, крупа, шеи, головы, слизистых оболочек глаз,
носа, эластичность кожи, состояние лимфатических узлов (величина, форма,
плотность и чувствительность).
Исследование органов пищеварения (наблюдение за приемом пищи, воды,
жвачкой). Осмотр ротовой полости (состояние языка, зубов, десен). Обращать
внимание на пищевод (с шейной части, с левой стороны) живот, рубец.
Введение лекарственных веществ через рот. Введение лекарственных веществ
при помощи резиновой бутылки. Спринцевание (промывание). Подкожные
инъекции. Втирание, массаж, компрессы, припарки, обливание, наложение
повязки, остановка кровотечения.
Оказание помощи при солнечном и тепловом ударе, обморожении.
Инструменты и ветеринарная аптечка на мини-ферме.
В итоге II года обучения учащиеся
должны приобрести следующие знания и умения:
1. Основные элементы технологии получения животноводческой продукции.
2. Понятие о нормированном кормлении и его принципы.
3. Общее представление о ветеринарной защите, наиболее распространенные и ..
наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных.
4. Основные виды ветеринарной документации.
5. Основы экономики животноводства, расчёт себестоимости животноводческой
продукции, пути её реализации.
6. Простые способы переработки продукции, их экономическая эффективность.
7. Правила реализации животноводческой продукции.
8. Проводить бонитировку с/х животных (комплексную оценку).
9. Приблизительно оценить экономическую продуктивность рациона.
1 О. Определять продуктивность различных видов животных.
11. Рассчитывать оплату корма продукции и сопоставлять экономическую
эффективность рационов.
12. По внешним признакам определять больных животных.
13. Выполнять простейшие приемы ветеринарной обработки животных.
14. Производить дезинфекцию помещений и оборудования малотоксичными
препаратами.
15. Оказывать первую ветеринарную помощь заболевшему животному.
16. Научиться делать внутримышечные инъекции заболевшему животному.
1 7. Распознавать заразные болезни коз, овец, кроликов, кур и меры борьбы с
ними.
18. Профилактика и основные методы лечения при незаразных болезнях.
19. Уход за кожей и шерстным покровом животных (стрижка овец, уход за
копытами).
20. Уметь выводить цыплят в искусственном инкубаторе.
22. Соблюдать профилактические меры при доении коз.
23. Уметь изготавливать клетки для кроликов, загоны для М.Р.С., кормушки,
поилки. пемонтиповятт, мелкий инвентапъ на мини-фепме.
24. Вести дневники наблюдений, зоотехнические и ветеринарные журналы,
карточки воспроизводства стада.
Проектные работы
1.
Усовершенствовать конструкции гнездовых ящиков с целью повышения
приплода.
2. Выращивание крольчат отъемышей в летний период.
3. Расчет поголовья кроликов с учетом имеющихся помещений, изготовление
клеток, оборудование гнездовых ящиков, взвешивание и измерение
кроликов, составление графика случек и окролов, подбор пар.
4. Экономические расчеты в кролиководстве и птицеводстве.
5. Выращивание козлят, крольчат, цыплят.
6. Сравнение эффективности выращивания на мясо кур различных пород.
7. «От яйца до яйца: от яйца в инкубаторе до яйца на обеденном столе».
8. Разработать форму журнала зоотехнического учета и вести его.
9. Определить качество сена. Заготовка и хранение сена.
1 О. Собрать сведения о поголовье скота в своем населенном пункте за последние
2-3 года.
Итоговая аттестация учащихся 2 года обучения.
Цель аттестации: Сформировать у детей представление о научной,
исследовательской деятельности.
Форма аттестации: Участие в научно-практических конференциях школьников.
Учебно-тематический план
3 год о б►учения
Тема
1. Профилактика и лечение болезней
животных кроликов, коз, овец,
домашней птицы.
- болезнь органов пищеварения;
- болезнь дыхательной системы;
- инфекционные заболевания;
- желудочно-кишечные заболевания;
- болезни вызьшаемые недостатком
витаминов;
- недостаточность минеральных
веществ в организме животных;
- паразитарные заболевания;
- прививки от заболевания с\х
животных;
- заболевания глаз и слизистых желез;
- болезни мочеполовой системы;
- системы размножения;
- ветеринарная аптечка;
- игры и упражнения для животных.
ВСЕГО:
..
Всего часов
Теория
Практю~~
15
15
15
15
10
10
10
10
5
5
5
5
15
10
5
5
15
10
5
10
10
5
5
10
5
5
14
144
5
10
5
5
4
104
-
10
40
Программа 3 год обучения
Профилактика и лечение болезней. Болезни органов пищеварения.
Воспаление слизистой оболочки рта. Воспаление пищевода. Тимпания.
Диспепсия. Болезни дыхательной системы; Ринит. Бронхит. Пневмония.
Инфекционные заболевания: Сальмонеллез, Кокцидиоз. Колибактериоз.
Стрептококкоз. Пастериллёз.
Желудочно-кишечные
заболевания:
Метеоризм.
Отравления.
Катаральный гастроэнтерит.
Болезни,
вызываемые
недостатком
витаминов:
Авитаминоз,
Поливитаминоз.
Недостаток минеральных веществ в организме животных: дефицит
кальция и фосфора. Дефицит натрия и хлора.
Паразитарные заболевания: Птичий грипп, Распираторный микоплазмоз.
Заболевания глаз и слезных желез.
Болезни мочеполовой системы: Воспаление мочеполового пузыря.
Прививки от заболевания.
Системы размножения. Способы случки. Беременность. Роды. Лактация
самок. Выкидыш. Мастит.
Ветеринарная аптечка для животных: инструменты, лечебные
препараты, перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.
Итоговая аттестация учащихся 3 года обучения.
Цель аттестации: Сформировать у детей представление о научной,
исследовательской деятельности.
Форма аттестации: Участие в научно-практических конференциях школьников.
Пройдя полный курс обучения по программе «Фермер», воспитанники
получают следующие знания:
1. Комплекс знаний и навыков по животноводству;
2. Широкий спектр информации о профессиях, связанных с животными
(зооинженер, ветеринар, биолог);
3. Практические навыки по уходу, выращиванию, содержанию кроликов,
овец, коз, домашней птицы;
4. Знания по зоотехнии и ветеринарии, фармакологии;
5. Знания и умения, которые в дальнейшем смогут применять во взрослой
жизни (умение наладить контакт, раскрывать свои творческие
возможности и применять их на деле);
6. Квалифицированную подготовку по разным направлениям
животноводства.
Методическое обеспечение.
При реализации программы используются следующие формы работы:
- использование элементов самооценки, самоконтроля;
- метод самоуправления (воспитание навыков труда, соблюдение порядка в
объепинении. взаимопомопп... умение паботатъ
ТТ()
обгпемо плану:
- метод исследовательский (самостоятельная разработка плана проведения
опытов, ведения дневника наблюдений, проведение опыта);
- метод самореализации через различные трудовые дела (изготовление клеток для
животных, заготовка дикорастущих трав, веточного корма);
- метод проблемного обучения (разработка экологических проектов, постановка
экологической проблемы);
- индивидуальные творческие карточки на воспитанников.
Дидактический материал.
1. Таблицы (стати кроликов, овец, коз, птицы; оценка экстерьера кроликов;
рацион кормления с/х животных; болезни заразные - незаразные,
инфекционные; оценка экстерьера с/х животных; производственный
календарь животновода; породы кроликов, овец, коз, птицы; классификация
кормов; определение пороков и дефектов телосложения;
2. Инструктаж при работе, уходе за животными и стрижке овец; полезные и
ядовитые травы для животных и т. д.)
3. Карточки учета приплода животных на ферме.
4. Зоотехнический, ветеринарный журналы.
5. Дневники наблюдений.
6. примерный журнал учета покрытия и окролов крольчих на ферме.
7. Трафаретки основного стада на ферме.
8. План экспериментов.
9. Ежемесячный рацион кормления животных из кормов, имеющихся на
ферме, разработанный детьми.
1 О.Папка положений, выставок, конкурсов Всероссийской станции юных
натуралистов г. Москва.
11.Исследовательские работы «Изучение эффективности выращивания ягнят
при интенсивном и умеренно-интенсивном откорме», «Определение
оптимального соотношения дробленых, концентрированных кормов при
совместном скармливании кроликам», «Сезонные изменения качеств молока
коз зааненской породы в Магаданской области».
Материально-техническое обеспечение.
1. Ферма при МБООДО «ЦДТ п. Ягодное».
2. Клетки для молодняка изготовленные детьми объединения «Фермер».
3. Клетки с постоянным гнездовым отделением для сукрольных крольчих.
4. Ясли-кормушки для сена, травы (изготовлены детьми).
5. Инвентарь для чистки клеток, загона. М.Р.С.
6. Переносные мини-клетки для животных.
7. Измерительная лента для животных.
8. Весы для взвешивания животных.
9. Линейка-измеритель для промеров животных.
1 О.Ареометр.
11.Овоскоп (для просвечивания яиц).
12.Микроскопы.
13 .Ножницы для стрижки овец.
14.Секатnn пля ттолпезаний копыт М.Р.С.
15.Зерно (концентраты - овес, ячневая, пшеничная, горох, чечевица).
16.Сено (заготовленное детьми в летний период).
17.Веточный корм - березовые, ивовые веники (заготовленные детьми).
18.Дикорастущие травы (полынь, крапива ... ).
19.Дезинфицирующие моющие средства (хлорная известь, мыло, порошок,
чистящее средство).
20.Халаты.
21.Сапоги резиновые.
22.Инкубатор для выведения цыплят.
23 .Магнитофон.
24.Аптечка для оказания первой помощи заболевшим животным.
25.Животные:
Кролики (породы белый великан, советская шиншилла, Черно-бурый,
бабочка, калифорнийский).
Козы (порода Зааненская);
Куры (порода русская белая, орловская, юбилейная - выведены в
инкубаторе).
Используемая литература для учащихся:
1. Поляков Н.А., Балкова И.И, Бочаров Д.А. и другие, Агропромиздат, 1986 г.
2. Коваленка М.И. Методы терапевтической помощи животным. Краткий
справочник, Уробай, 1981 г.
3. Иванов И.М., Елисеев О.А., Нетеса А.И. Приусадебное животноводство.
4. Вильнер А.М. Кормовые отравления сельскохозяйственных животных
«Колос», 1866 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1 Алейникова Д. Л. Корма для малой фермы. - М., 1989 г.
2. Алексеев С. В. Практикум по экологии -М., 1996 г.
3. Андреев П. А., Астахов Н. Б., Докин П. Д. Азбука фермера - М., 1994 г.
4. Арзуманян Е. А., Бегунов А. П., Георгиевский В. П. Животноводство -М,1985г.
5. Архангельский И.И. Санитария производства молока-издательство
«Колос» 1974
6. Беликов Н. А. Юным птицеводам - М., 1986 г.
7.волков Г.Н., Самохин В.Г., Юдин А. Н. Ветеринарные советы-М.,1990 г.
8 Голиков А. Н., Паршутина Г. В. Физиология сельскохозяйственных животных
Колос М., 1983 г.
9. Данилевский В. М. Справочник по ветеринарной терапии Колос М., 1983 г.
10. Зипер А. Ф. Корма и кормления домашних животных «Сталкер» 2002 г.
11. Зипер А. Ф. Уход за молодняком домашних животных «Сталкер» 2002 г.
12. Зипер А. Ф. Разведение кур яичных пород «Сталкер» 2002 г.
13. Коробицын И. В. Экология М., Прогресс, 1986 г.
14. Кулько К. С. Разведение кроликов М., Россельхозиздат, 1984 г.
15. Михеев А. В. Охрана природы М., 1986 г.
16. Мысик А. Т.,Белова С. М., Фомичев Ю. П. Справочник по качестве продуктов
животноводства, М., Агропромиздат 1985 г.
17. Нестерова Д. В. Приусадебное животноводство. ООО «Весы», ООО издд.
,,n
"f\f\A -
18 .. Нестерова Д. В. Приусадебное птицеводство ООО «Весы», ООО издд. «Вече»,
2004 г.
19. Поляков И. И., Антиох Г. Г. Основы животноводства Колос, 1980.
20. Сысоев А. А., Битюков А. П. Практикум по физиологии с/х животных. Колос
м., 1981 г.
21.Трайтак Д. И., Пугина Г. В. С/х труд. Введение в с/х М., 1994 г. ·
22. Шевелев Н. С., Храмцов В. В. Здоровье и продуктивность домашних
животных. Золотые советы Тимирязевской академии. Экспо - Пресс, 2001 г.
23. Седов Ю.Д., Кролики, разведение, уход. Издательство «Феникс».
24. Леонтюк С.В., Дубицкий Л.А., Гусев Б.А., Домите М.Ф., Болезни кроликов.
Издательство 2-ое, «Колос», 1974 г.