МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. ЯГОДНОЕ))
686230, Магаданская область, п. Ягодное, ул. Школьная д. 9, а/я 06, тел. 8 (41343)2-20-49/ 2-37-54
E-mail: tvorchiestvo@mail.ru
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете
МБОО ДО «ЦДТ п. Ягодное»
Протокол № _j__ от ''О~" tцrt)tt&.-- 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: два года
Составитель:
Танзунов Аркадий Александрович,
педагог дополнительного
образования
пгт. Ягодное, Магаданская область
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка
Учебно - тематический план
Содержание изучаемого курса. Календарно - тематический план
Методическое обеспечение
Список литературы
3
8
12
23
32
2
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования хореографического кружка
разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей. В основу положена программа «Ритмическая мозаика»,
разработанная
А.И.
Бурениной,
рекомендованная
Министерством
образования Российской Федерации в качестве программы воспитания,
обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Обучение детей по данной рабочей программе, предполагающей
изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично
двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует
физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры
детей. Если образовательное учреждение может предоставить своим
воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца, то
детство, обогащённое соприкосновением с этим светлым и радостным
искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но и
духовно.
Актуальность хореографического образования
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности,
музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует
на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста.
Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения,
развивает ребенка всесторонне.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие
чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и
ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму
физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Искусство танца - это синтез эстетического и физического развития
человека.
Общеразвивающие
упражнения,
упражнения
партерной
гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение.
Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает
эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры,
выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно
двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются
координация движений и ориентация в пространстве.
Новизна развития творческих способностей у детей состоит в том, что
необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические
3
и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально
ритмическое творчество может успешно развиться только при условии
целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная
организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить
свои творческие способности.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей
эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к
музыке в движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и
интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое
внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных
играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех
необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
движения при условии многократного повторения заданий, что помогает
успешному выполнению требований Программы.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания нравственного
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох
столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития
мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему
присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и
характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же
потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом заключены основы национального характера, этнической самобытности,
выработанные в течение многих веков.
Предлагаемая программа ориентирует на работу с детьми, независимо
от наличия у них специальных физических данных, на воспитание
хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве
танца.
Отличительной особенностью программы является комплексность
подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в
первую очередь, развивающую направленность программы. Данная
комплексность основывается на следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной
активности
(изучение
простейших
танцевальных
движений,
составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие
координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения
танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и
умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных
движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в
группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе
исполнения танца; 1;1 lr
ц.,,.,( _, } (,V1•(А_,,<л.,,(Л,{{\. у 1.,·1
t\;/
V ~(,
f\,\)od', .,. .,
4
1
формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного
уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Цель и задачи программы.
Цель - формировать у детей творческие способности через развитие
музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи программы:
Образовательные:
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие
музыки;
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;
- умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший
ритмический рисунок;
умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой,
и музыкальными фразами.
Развивающие:
- развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и
точности движений;
- умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером
музыки, динамикой;
- координация и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- приобщение к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания
положительного эмоционального настроя;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе,
понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются
педагогом на французском языке.
Возраст детей.
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по
спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового
уровня знаний. Один и тот же учебный материал для различного возраста
обучаемых и на разных годах обучения может использоваться в различных
пропорциях.
1 год обучения: 5-6 лет
2 год обучения: 6-7 лет
Возрастные особенности детей
Первый год обучения (5-6 лет)
В возрасте 5-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его
инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве,
эмоционально осознанное восприятие.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра,
акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа
произведения.
Приоритетные задачи:
5
- умение оперировать музыкальными представлениями;
- продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику;
- учить отражать в танцевальных импровизациях изменения в музыкальном
образе;
- вводить элементы балетного и современного массового танца.
Второй год обучения (6-7 лет)
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии
движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей
резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по
координации движений - из области хореографии, гимнастики. Это дает
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в
основе которого не только народная современная и танцевальная музыка, но и
некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи:
- развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению
движений умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование
адекватной оценки и самооценки.
Прогнозируемые результаты.
Обучая дошкольников по данной программе, к концу года мы
добиваемся следующих результатов:
- Первый год обучения (старшая группа). Дети совершенствуют навыки
по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный
«запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Владеют
основными хореографическими упражнениями по программе этого года
обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы
упражнений под музыку.
- Второй год обучения (подготовительная к школе группа). Могут хорошо
ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют
выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют
исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а
также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства
танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после
освоения программы.
Организация обучения на занятии.
Программа предназначена для обучения детей 5 - 7 лет и рассчитана на
2 учебных года. Этот период можно определить, как первый этап в освоении
азов ритмики, азбуки классического, русского и бального танцев.
Долгосрочность освоения программы определяется:
- постепенным характером формирования физического аппарата ребенка
для освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной
программы;
- процессами психического развития ребенка;
- большим объемом материала, многопредметностью;
6
- групповым характером освоения программы и предъявления
образовательного результата.
Занятия проводятся: три раза в неделю, во второй половине дня. Длительность
занятий на первом году обучения - 20-25 минут, на втором 25-30 минут. Всего
108 часа в год на первом и втором году обучения, 4 часа отводится на
проведение мониторинга 2 раза в год сентябрь - май.
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и
заключительной частей и начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического
характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем
следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения.
Третья часть занятия - музыкально-ритмическая - наиболее динамична.
Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные
композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части
задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической
нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются
упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в
медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров
движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в
заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются
детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические
произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но
основной темп - умеренный.
7
Учебно -тематический план
Первый год обучения (возраст детей от 5 до 6 лет)
Период
прохождения
материала
Перечисление
тем теория
Кол-во
часов
Тема
практических
занятий
Кол-во
часов
Темаl.
«Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на
начало года.
Тема 2.
«Культура
поведения
на занятиях
хореографии»
3
Октябрь
Тема 3.
«Культура
поведения
в театре»
3
9
Ноябрь
Тема 4.
«Танцевальное
искусство»
3
9
Декабрь
Тема 5. «Виды
хореографии»
2
10
Январь
Тема 6.
«Сюжетный
танец»
2
Февраль
Тема 7.
«Народный
танец»
2
10
Тема 8.
«Бальный
танец»
2
10
Сентябрь
Март
Апрель
Тема 9.
Кол-во
часов
9
Тема 1.
«Волшебная
осень»
Тема 2.
«Здравствуй,
гостья-зима!»
«Путешеств
ие в осенний
лес»
7
Тема 4. «В
гости к
весне»
3
Итоговые
мероприятия
«Новогодняя
сказка»
«Весенняя
капель»
1
1
1
10
8
«Историко бытовой
танец»
Май
Тема 10.
«Танцевальны
й калейдоскоп»
2
Тема 5.
«Здравствуй,
лето!»
9
«Здравствуй,
лето»
1
Тема
практически
х занятий
Кол-во
часов
Итоговые
мероприятия
Кол-во
часов
«Золотая
осень»
1
«Новогодний
карнавал»
1
Второй год обучения (дети от 6 до 7 лет)
Период
прохождения
материала
Перечисление
тем теория
Кол-во
часов
Тема].
Сентябрь
«Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на
начало года.
9
3
Тема 2.
Тема 1.
«Бальный
танец»
«Волшебная
осень»
Тема 3.
Октябрь
«Классический
танец»
3
9
3
9
2
10
Тема 4.
Ноябрь
«Историко бытовой
танец»
Тема 5.
Декабрь
Январь
«Современный
танец»
Тема 6.
«Танцы
народов мира»
Тема 2.
«Здравствуй,
гостьязима!»
2
7
9
Февраль
Март
Апрель
Май
Тема 7.
«Русский
народный
танец»
2
Тема 8.
«Испанский
танец»
2
Тема 9.
«Цыганский
танец»
Тема 10.
«Путешествие
по странам»
10
10
Тема 4. «В
гости к
весне»
1
«Выпуск
детей в
школу»
1
10
2
2
«Весна
стучится в
окна»
Тема 5.
«Здравствуй,
лето!»
9
10
Содержание изучаемого курса. Календарно -тематическое планирование
п
бэученин
Месяц
с
Е
н
т
1 неделя
Занятие 1-2.
Вводное занятие.
Тема «Диагностика уровня
музыкально-двигательных
способностей детей на начало
года».
я
Б
р
ь
о
к
т
я
Б
р
ь
Занятие 13-15.
Тема 3. «Культура
поведения в театре».
- Познакомить детей с
культурой и правилами
поведения при посещении
театров.
Положения и движения ног:
demi - plie по 1,2,3 позициям;
сочетание маленького
приседания и подъема на
полупальцы, шаги на
полупальцах с продвижением
вперед и назад.
Танцевальная композиция
«Осенний парк» Е. Доги.
2 неделя
Занятие 3-5.
Тема «Культура поведения на
занятиях хореографии»:
- познакомить детей с правилами и
манерой поведения;
- с формой одежды и прической;
- с отношениями между мальчиками
и девочками.
«Танец с осенними листьями и
зонтиками»
М. Ленграна.
Занятие 16-19.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:свободное
размещение по залу, пары, тройки.
Положения и движения ног: шаги с
высоким подниманием ноги
согнутой в колене вперед и назад на
полупальцах; demi-plie с
одновременной работой рук.
Танцевальная композиция
«Осенний парк» Е. Доги.
3 неделя
Занятие 6-9.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве: положение
прямо (анфас), полуоборот,
профиль.
Положения и движения ног:
позиции ног (выворотные);
relleve по 1,2,3 позициям.
«Танец с осенними листьями
и зонтиками»
М. Ленграна.
Занятие 20-23.
Танцевальная комбинация,
основанная на элементах
классического танца.
Танцевальная композиция
«Осенний парк» Е. Доги.
4 неделя
Занятие 10-12.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве: квадрат.
Положения и движения
ног: sotte по 1,2.6, sotte в
повороте (по точкам зала).
«Танец с осенними
листьями и зонтиками»
М. Ленграна.
Занятие 24.
Итоговое занятие
«Путешествие в осенний
лес»
н
о
я
Б
р
ь
д
Е
к
А
Б
р
ь
Занятие 25-27
Занятие 28-30.
Занятие 31-33.
Занятие 34-36.
Тема «Танцевальное
искусство».
- Познакомить детей с
понятиями «танцевальное
искусство»,
«хореографический образ»,
«пластика», «жест»,
«выразительность».
Положения и движения рук:
положение рук на поясе - кулачком;
смена ладошки на кулачок.
Движения ног: шаг с каблука в
народном характере; простой шаг с
притопом.
Положения и движения рук:
переводы рук из одного
положения в другое (в
характере русского танца).
«Танец Солдатиков и
Куколок»
Занятие 37-38.
Тема «Виды хореографии».
- Познакомить детей с видами
хореографии:
классический, народный,
бальный, историко-бытовой и
современные танцы.
Движения ног: battement tendu
вперед и в сторону на носок
(каблук) по 1 свободной
позиции, в сочетании с demiplie; притоп простой, двойной,
тройной.
Занятие 39-43.
Положения и движения рук:
«приглашение».
Движения ног: простой русский шаг
назад через полупальцы на всю
стопу; хлопки в ладоши - двойные,
тройные;
руки перед грудью - «полочка».
«Танец Солдатиков и Куколок»
Занятие 44-47.
Положения рук в паре:
«лодочка» (поворот под
руку).
Движения ног:
Простой шаг с притопом с
продвижением вперед, назад;
простой бытовой шаг по
парам под ручку вперед,
назад; танцевальный шаг по
парам (на последнюю долю
приседание и поворот
корпуса в сторону друг
друга).
«Танец Солдатиков и
Куколок»
Движения ног: простой
переменный шаг с
выносом ноги на каблук в
сторону (в конце
музыкального такта);
простой переменный шаг с
выносом ноги на пятку в
сторону и одновременной
открыванием рук в
стороны (в заниженную 2
позицию).
«Танец Солдатиков и
Куколок».
Занятие 48.
Итоговое занятие
«Новогодняя сказ-ка»
12
я
н
в
А
р
ь
ф
Е
в
р
А
л
ь
м
А
р
т
Занятие 49-50.
Занятие 51-53.
Занятие 54-55.
Занятие 58-60.
Тема «Сюжетный танец».
Положение рук в паре: «под
ручки» (лицом друг к другу).
Движения ног: простой
бытовой шаг по парам в
повороте, взявшись под ручку
противоположными руками.
Упражнения на ориентировку
в пространстве: колонна по
одному, по парам, тройкам, по
четыре.
Занятие 61-62.
Тема «Народный танец».
- Познакомить детей с
костюмами музыкой и
культурными особенностями
русского народа.
Движения ног: «шаркающий
шаг», «елочка»; (мальчики)
подготовка к присядке
(плавное и резкое опускание
вниз по 1 прямой и свободной
позиции).
Положения рук в паре:
сзади за талию (по парам, тройкам).
Движения ног:
танцевальный шаг по парам,
тройкам (с положением рук сзади за
талию).
Упражнения на ориентировку в
пространстве: диагональ.
Танец «Птичка польку танцевала»
А. Рыбникова.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве: «змейка»;
«ручеек».
Танцевальная комбинация,
построенная на шагах
народного танца.
Танец «Птичка польку
танцевала»
А. Рыбникова.
Танцевальная комбинация,
построенная на шагах
народного танца.
Движения ног: прыжки с
поджатыми ногами.
Танец «Птичка польку
танцевала»
А. Рыбникова.
Занятие 63-65.
Движения ног:
«гармошка»; (девочки)
простой бег с открыванием рук в
подготовительную позицию
(вверху, между 2 и 3 позициями).
Движения ног: «ковырялочка» с
двойным и тройным
притопом; (девочки) маленькое
приседание (с наклоном корпуса),
руки перед грудью «полочка».
Танцевальная композиция
«Калинка».
Занятие 75.
Итоговое занятие «Весенняя
капель»
Занятие 66-69.
Движения ног: поклон на
месте с руками;
поклон с продвижением
вперед и отходом
назад; (мальчики) подскоки
на двух ногах (1 прямая,
свободная позиция);
(девочки) бег с сгибанием
ног назад по диагонали, руки
перед грудью «полочка».
Танцевальная композиция
«Калинка».
Занятие 76-81.
Постановка корпуса, головы,
рук и ног.
Танец «Колхозная полька»
М. Дунаевский.
Занятие 70-72.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве: «звездочка»
«корзиночка».
Танцевальная композиция
«Калинка».
Занятие 73-74.
Тема «Бальный танец».
- Познакомить детей с
понятием «бальный танец» вальс, полька.
Занятие 82-84.
Движения ног: шаги:
бытовой и танцевальный;
поклон, реверанс.
Танец «Колхозная полька»
М. Дунаевский.
13
А
п
р
Е
л
ь
м
А
й
Занятие 85-86.
Занятие 87-89.
Занятие 90-92.
Занятие 93-96.
Тема «Историко-бытовой
танец».
- Познакомить детей с
понятием историко-бытовой
танец»: менуэт, полонез.
Движения ног:
«боковой галоп» простой (по
кругу). «боковой галоп» с
притопом (по линиям).
Движения ног: «пике» (одинарный)
в прыжке.
Танец «Колхозная полька» М.
Дунаевский.
Движения в паре:
«боковой галоп» вправо,
влево; легкое покачивание
лицом друг к другу;
поворот по парам.
Танец «Колхозная полька»
М. Дунаевский.
Занятие 97-98.
Тема «Танцевальный
калейдоскоп».
Движения ног: боковой
подъемный шаг.
Положения рук в паре:
«корзиночка».
Занятие 99 -100.
Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей.
Положения рук в паре:
основная позиция.
Движения ног: легкий бег на
полупальцах по кругу по
парам лицом и спиной
вперед.
Движения в паре: (мальчик)
присед на одно колено,
(девочка) легкий бег вокруг
мальчика. Танец «Колхозная
полька»
М. Дунаевский.
Занятие I О 1-1 07.
Подготовка к итоговому
занятию
Занятие 108.
Итоговое занятие
«Здравствуй, лето»
Итого: 108 часов
14
Второй год обучения
Месяц
с
Е
н
т
я
Б
р
2 неделя
1 неделя
Занятие 3-5.
Занятие 1-2.
Вводное занятие. Диагностика Тема «Бальный танец»
- Рассказать о современных бальных
уровня музыкальнотанцах - румба, танго, фокстрот,
двигательных способностей
квик-степ, ча-ча-ча, самба.
детей на начало года.
Танец «Вальс» Е. Доги.
ь
о
к
т
я
Б
р
ь
н
о
я
Б
р
ь
3 неделя
Занятие 6-9.
Движения рук: port de bras.
Движения ног: relleve; demi plie.
Танец «Вальс» Е. Доги.
Занятие 13-15.
Тема «Классический танец».
- Познакомить детей· с
понятием «классический
танец». -Раскрыть содержание
термина «балет», показать
фото и видеоматериалы из
балетного спектакля.
Движения ног: battement
tendu, равзё.
Музыкально-ритмическая
композиция под музыку
Вивальди»
С. Никитин.
Занятие 1 6-19.
Движения рук: port de bras.
Движения ног: reJ.eve.
Музыкально-ритмическая
композиция под музыку Вивальди»
С. Никитин.
Занятие 20-23.
Движения ног:
demi-plie.
Движение рук: port de bras.
Музыкально-ритмическая
композиция под музыку
Вивальди» С. Никитин.
Занятие 25-27.
Тема «Историко-бытовой
танец»
- Рассказать о разнообразии
историко-бытовых танцев:
гавот, мазурка.
Занятие 28-30.
Движение ног: pas eleve.
Движение рук: port de bras.
«Танец Придворных»
Л. Боккерини.
Занятие 31-33.
Движение ног: pas degage.
Движение рук: port de bras.
«Танец Придворных»
Л. Боккерини.
4 неделя
Занятие 10-12.
Движения ног:
Вальс: par вальса (по
одному, по парам); раг
balance (на месте, с
продвижением вперед,
назад.
Танец «Вальс» Е. Доги.
Занятие 24.
Итоговое занятие «Золота
осень»
Занятие 34-36.
Движение ног: pas balance.
Движение рук: port de bras.
«Танец Придворных»
Л. Боккерини.
15
д
Е
к
А
Б
р
ь
я
н
в
Занятие 37-38.
Тема «Современный танец».
- Познакомить детей с
различными направлениями в
современной хореографии:
хип-хоп, брейк, диско, рок-нролл, фристайл.
«Новогодний карнавал»
Ассоль.
Занятие 39-43.
«Новогодний карнавал» Ассоль.
Занятие 44-47.
«Новогодний карнавал»
Ассоль.
Занятие 48.
Итоговое занятие
«Новогодний карнавал»
Занятие 49-50.
Тема «Танцы народов мира».
- Познакомить детей с
особенностями национальных
культур.
Занятие 51-53.
Движения ног: поочередное
выбрасывание ног перед собой или
крест на крест на носок или ребро
каблука на месте и с отходом назад,
«веревочка».
Занятие 57-60.
Движения ног:
пружинящий шаг под
ручку по кругу;
(мальчики):
присядка по 6 позиции с
выносом ноги вперед на
всю стопу.
«Кадриль» В. Теплов.
Занятие 61-62.
Тема «Русский народный
танец».
- Рассказать о разнообразии
характерных образов в
русских народных танцах.
Занятие 63-65.
Упражнения на ориентировку в
пространстве: «карусель»,
«воротца».
«Кадриль» В. Теплов.
Занятие 54-56.
Движения ног:
прыжок с поджатыми;
(мальчики): присядка
«мячик» (руки на поясе кулачком).
Движения в паре:
соскок на две ноги лицом
друг другу.
«Кадриль» В. Теплов.
Занятие 66-69.
Движения ног:
(мальчики): одинарные
удары ладонями по
внутренней или внешней
стороне голени с
продвижением вперед и
назад.
Движения ног:
(девочки): вращение на
полупальцах;
(мальчики): «гусиный шаг».
А
р
ь
ф
Е
в
р
А
л
ь
Занятие 70-72.
Движения ног:
кадрильный шаг с каблука,
«ковырялочка» (с
притопом, с приседанием,
с открыванием рук).
«Кадриль» В. Теплов.
16
J
м
А
р
т
А
п
р
Е
Занятие 73-74.
Тема «Испанский танец»
- Рассказать детям об
особенностях испанской
культуры, характере и манере
исполнения народных танцев.
- Показать фотоматериалы
костюмов и видеоматериал с
испанским народным танцем.
Занятие 85-86.
Тема «Цыганский танец».
- Рассказать детям об
особенностях цыганской
культуры, характере и манере
исполнения народных танцев.
Занятие 75.
Разучивание элементов испанского
танца.
Занятие 76-81.
Разучивание элементов
испанского танца.
Занятие 82-84.
Итоговое занятие
«Весна стучится в окна»
Занятие 87-89.
Разучивание элементов цыганского
танца.
Занятие 90-92.
Разучивание элементов
цыганского танца.
Занятие 93-96.
Разучивание элементов
цыганского танца.
Занятие 99-100.
Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей.
Занятие 101-107.
Подготовка к итоговому
занятию.
Занятие 108.
Праздник «Выпуск детей в
школу».
л
ь
м
А
Занятие 97-98.
Тема «Путешествие по
странам».
й
Итого: 108 часов
17
Методическое обеспечение программы
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с
дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов
и метод обучения.
Принципы и методы обучения.
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных
навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приёмы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей
дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная деятельность,
естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на
занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе
определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с
окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная
имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его
пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых
творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
Этапы процесса обучения.
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три
этапа:
- начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
- этап углубленного разучивания упражнения;
- этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного
представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает,
объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное,
обрабатывают упражнение, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает
условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной
системы детей.
18
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию,
которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования
упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании
двигательного навыка.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения
руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап
обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным
движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в
упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее
рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о
технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на
составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например,
изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти
движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение
упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и
исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его
повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о
нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением
и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа
сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей
движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения
упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение
упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с
предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают
некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают
несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно
выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием
двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении
под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении
двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования
движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы
использовать в комбинации с другими упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения
упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь
только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и
эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить
с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях,
комплексах и танцах.
19
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности
и подготовленности детей.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального
искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских
праздниках и концертах.
Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому
музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим
принципам:
- соответствие возрасту;
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность
их образов;
- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к
движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений
на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен,
музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный
репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний,
умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные
и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры
детей.
Формы подведения итогов
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.
Контроль обучения
Методика выявления уровня развития ритма (разработана на основе
методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной)
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Критерии уровня развития чувства ритма:
✓ Движение.
1) Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х
частная форма):
высокий- ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
- средний- производит смену движений с запаздыванием (по показу других
детей), движения соответствуют характеру музыки;
- низкий-смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
20
2) Передача в движ ении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
- высокий - движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний- движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
- низкий -движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
3) Соответствие ритма движений ритму музыки:
- высокий- чёткое выполнение движений;
- средний- выполнение движений с ошибками;
- низкий - движение выполняется не ритмично.
4) Координация движений и внимание (еритмическое эхо со звучащими
жестами»):
- высокий - ребёнок выполняет все движения без ошибок;
- средний - допускает 1-2 ошибки;
- низкий - не справляется с заданием.
✓ Воспроизведение ритма.
1) Воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
- высокий - ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой
песни;
- средний- воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
- низкий - неверно воспроизводит ритм песни.
2) Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
- высокий - ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
- средний - воспроизводит ритм песни с ошибками;
- низкий - неверно воспроизводит ритм песни.
3) Воспроизведение ритма песни шагами:
- высокий - верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
- средний - верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий -допускает много ошибок или не справляется с заданием.
4) Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных
инструментах (еритмическое ЭХО))}:
- высокий - ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
- средний- допускает 2-3 ошибки;
- низкий - не верно воспроизводит ритмический рисунок.
✓ Творчество.
1) Сочинение ритмических рисунков:
высокий - ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
- средний - использует стандартные ритмические рисунки;
- низкий - не справляется с заданием.
2) Танцевальное:
высокий - ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
21
-
средний - чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
- низкий не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка
Координация, ловкость движений - точность движений, координация рук и ног
при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и
ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную
сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и
согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и
наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после
повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую
музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать
собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям
предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить
следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,
подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные
движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально
игровой импровизации;
Гибкость тела- это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости
корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края
ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу
между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик
как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми.
Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в
которую ребенок упирался пальцами.
3 см и меньше - низкий уровень (] баял).
4-7см - средний уровень (2 бшzла)
8-1 lсм - высокий уровень (3 бшzла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).
Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад
(руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать
пальцами ног до макушки.
22
3 балл - максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балл - средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и
основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с
фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений
музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто
вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой
музыки. (отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под
медленную музыку - медленно, под быструю - быстро (переключение с одного
темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку
«прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).
3 балла - умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и
заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства
музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла - в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и
конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балл - движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом,
ритмом, а также с началом и концом произведения.
Эмоциональность-выразительность мимики и пантомимики, умение передавать
в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и
содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг,
тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то
приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У
неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные.
Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису»,
«девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
Развитие чувства ритма.
Ритмические упражнения - передача в движении ритма прослушанного
музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного
сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется
становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо
интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные
высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по - разному, а дети
должны постараться точно повторить его хлопки.
23
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет
разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение
мимикой.
4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать
хлопками ритмический рисунок.
2 балла - выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным
ритмическим рисунком.
3 балла - точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую
двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность
к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии,
самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять
движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет
потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает
ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая
творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь
однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий
характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение
упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие
характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но
при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая
скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание
музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом,
ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения
невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой
музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется,
не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость
вызывают затруднения.
Учебно -методическое обеспечение
1.Технические средства обучения (звуковые):
• Видеоаппаратура;
• Мультимедийная система;
• Пианино.
2.Учебно-наглядные пособия:
• Детские музыкальные инструменты.
3 .Музыкальные игры:
• «Определи по ритму», «Тихо, громко», «Музыкальное лото», «Веселые
ладошки», «Ну- ка, повторяйте», «Стирка», «Зайцы», «Три поросенка»,
24
«Волшебный цветок», «Мельница», «Цирковые лошадки», «Кукляндия»,
«Цветок», «Ленточки», «Снежинки», «Сладкий апельсин» и др.
4.Набор СД - дисков с записями мелодий.
5.Нотное приложение.
25
Список литературы
1. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика»
под ред. А.И. Буренина, Москва 2014
2. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Москва 2001г.
3. )К.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для
детей» Санкт- Петербург 2003г.
4. Н. Зарецкая, 3. Роот «Танцы в детском саду» Москва 2003г.
5. Бриске И. Э. Мир танца для детей. - Челябинск, 2005.
6. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л.:Просвещение, 1980.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб - 2201
8. Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку
9. Васильева Т.К. Секрет танца - СПб., - 1997 для детей 4,5-6,5 лет,
Соликамск, 2010.
!О.Захаров В. М. Радуга русского танца. -М.: Вита,1986.
11. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике - М., 1972
12.Конорова Е.В. Ритмика-М., 1947
13.Константинова А. И. Игровой стретчинг. - СПб.: Вита,1993.
14.Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. - СПб:
Просвещение, 1994.
15.Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца- Л., 1981
16.Кряж В.Н. и др. Гимнастика Ритм. Пластика.- Минск, 1987
17. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях
стретчингом. - СПб: Искусство, 1993.
18.Мессерер А. М. Танец Мысль. Время. М., 1990
19. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль,
1997
20.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца М., 1985
21.Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие - М.: Владос,
2003
22.Руднева С, Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение
23.Скрипниченко М. Т. «Чудо-ритмика»/ программа по хореографии
24.Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка- Пресс, 2006.
25. Тарасов Н.И. Классический танец М., - 1971
26. Ткаченко Т. Народный танец-М., 1994
27.Уральская В. И. Рождение танца. -М.: Варгус, 1982.
28.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс», 2000.Алямовская, Бекина
С.И. и др. Музыка и движение М., 1983
29.Шереметьевская Н. В. Танец на эстраде М., - 1994
30.Шукшина 3 Ритмика - М., 1976
26